Ирина Назарова
Лепка как средство развития мелкой моторики рук ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».
И. Я. Гинцбург
1. Обучение лепке детей дошкольного возраста.
Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его.
Публикация «Лепка как средство развития мелкой моторики рук ребёнка» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве.
Взрослые формируют отношения детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм.
Полученные в процессе обучения знания закрепляются в речи, уточняются в разнообразной деятельности, отражаются в игре, рисунке, лепке. Воспитатель показывает детям, как знакомые им предметы и явления передаются в различных видах искусства, как поэт передает впечатления о жизни в стихах, как художник отражает предметы и явления в живописи, графике, а скульптор - в монументальной и станковой скульптуре, в игрушке. Маленькие художники многое узнают об искусных мастерах, которые создали эти предметы, обращают внимание на то, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, и конечно, хотят сами что-нибудь слепить, потрогать руками тот волшебный материал, из которого получаются такие замечательные скульптуры.
Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Однако не стоит рассматривать виды изобразительной деятельности совершенно изолированно друг от друга. Например, на занятиях по рисованию малыш может изобразить замечательный летний пейзаж с пушистыми облаками, ярко-зеленой травой. На аппликации, продолжив развивать тему, вырежет и склеит цветок, а на лепке на этот волшебный цветок приземлится пчела или стрекоза, сделанная из пластилина. Таким образом, тесная взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности позволит ребенку использовать в творческой работе весь арсенал полученных на занятиях знаний и умений для изображения окружающей действительности.
Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.
Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, освоить все технические приемы работы с глиной. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям, и быть в состоянии помочь каждому.
2. Материалы для занятий лепкой в ДОУ.
Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы - глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления - это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.
Особенности работы с глиной.
Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью. Из глины и технического пластилина дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет.
Одним из достоинств глины является то, что она попадает ребенку в руки в том состоянии, которое позволяет сразу начать лепку.
Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из пластилина, а такие необходимые при работе с глиной приемы, как примазывание при соединении деталей, заделка трещин, почти не нужны при работе с пластилином.
Подготовка к работе с глиной занимает большой промежуток времени. Сухие камни глины следует залить водой так, чтобы вода закрыла глину. Через 4-5 часов лишнюю воду, не впитавшуюся в глиняные камни, надо слить, а глину оставить стоять 8-12 часов, после чего следует хорошо промесить ее руками, так как в глине могут встречаться мелкие травмирующие детали, камешки, опилки, и даже кусочки стекла.
Оставшуюся глину необходимо собрать в один ком, завернуть в мокрую плотную ткань, а затем поместить на небольшой пластмассовый поднос или тарелку и следить, чтобы на дне после смачивания ткани оставалось немного воды. Ткань эту нужно 2-3 раза в неделю простирывать. Новую глину или глину после нескольких перемесов следует проверить на годность для лепки. Для этого нужно скатать из нее столбик и медленно согнуть в баранку. Хорошая глина не дает трещин, или дает мелкие, едва заметные трещинки.
Готовые изделия из глины сушат на воздухе. Не следует невысохшие работы ставить на батареи центрального отопления, в печь или класть в духовку, так как, высыхая неравномерно и быстро, глина трескается, изделия разваливаются на куски. Лучшая сушка - воздушная. На данный момент в торговой сети представлено достаточно много различных видов глины (быстросохнущие, не требующие обжига). Весь этот богатый арсенал позволяет педагогам развивать интерес к лепке и занятию творчеством.
Пластика.
На прилавках магазинов появился, не так давно, новый материал для работы с детьми - пластика. Он предназначен для занятий в ДОУ лепкой, и является аналогом глины, имеющим ряд положительных сторон, не присущих глине:
Имеет светло-серый цвет, а при высыхании становится почти белым и не требует в дальнейшем грунтовки. При росписи -краска ложится ровно, сохраняя яркость цветов.
Данный материал не требует подготовки, так как продается уже в готовом виде в вакуумной упаковке.
Пластика - материал очень пластичный, податливый, при этом не требует специального оборудования для сушки и обжига.
с различными материалами, а особенно будет удобно использовать пластику для изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Тестопластика.
Одним из доступнейших материалов для развития детского творчества в лепке является тесто.
Рецепт теста для детского творчества
Вам потребуется: мука пшеничная — 1 часть, соль (каменная, не «Экстра») — 2 части, растительное масло — 2 столовых ложки, вода — 1/2 стакана.
Муку и соль перемешать, постепенно добавить воду и масло. Тесто месить долго, до получения однородной массы. Затем положить в холодильник, примерно на 3 - 4 часа. Хранить тесто в холодильнике, в полиэтиленовой пленке, периодически промешивая.
Приемы и технология работы с тестом во многом похожи на работу с глиной. При лепке из теста необходима сырая салфетка для заглаживания неровностей и стыков. Однако есть определенные отличия - тесто не столь эластично, изделие большой толщины очень плохо высыхает (внутренняя часть остается сырой и ломкой). Поэтому для теста больше подойдет работа над небольшими скульптурами или над рельефом. Сушить тесто лучше всего в естественных условиях, положив на солнце. Однако, если это необходимо, можно воспользоваться духовкой. Изделия из теста сушат на медленном огне, иначе на поверхности могут появиться трещины.