Елена Анучина
Лексико-грамматический словарь дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Лексико-грамматические игры и
упражнения для детей 4-7 лет.
Практический речевой материал для учителей-логопедов
и воспитателей.
Введение.
Один из компонентов психологической готовности к школе – коммуни-
кативный, поэтому выпускники детского сада должны владеть достаточно высоким уровнем развития коммуникативных навыков:
- осмысленно и свободно оперировать лексическим материалом,
- грамматически и фонетически правильно оформлять высказывания,
- связно и последовательно излагать мысли,
Публикация «Лексико-грамматический словарь дошкольника,» размещена в разделах
- подчинять своё поведение определённым морально-этическим нормам в соответствии с ситуацией общения.
К сожалению, ухудшение экологической обстановки, многочисленные
стрессы и вредные привычки родителей приводят к тому, что здоровых детей рождается не более 14%, остальные страдают теми или иными заболевания-ми или отклонениями в развитии. Ситуация усугубляется тем, что некоторые
родители не проявляют интереса к воспитанию и обучению ребёнка в дет-
ском саду.
По результатам логопедического обследования в дошкольных учрежде-
ниях с каждым годом возрастает количество детей от четырёх лет, имеющих
ОНР. Увеличивается количество выпускников массовых групп детских са-
дов с лексико-грамматическим недоразвитием и недостаточно развитой связ-
ной речью. Это существенно усложняет усвоение программы общеобразова-
тельной школы будущими первоклассниками.
Острота существующей проблемы побудила меня к разработке данного
речевого материала.
Все аспекты структуры языка (фонетика, лексика, грамматика) рассма-
триваются как необходимые условия овладения основной функцией языка-
коммуникативной. Учёные-лингвисты Ф. А. Сохин, А. Н. Гвоздев, М. И. Попо-
ва и др. считают фундаментом овладения языком – формирование лексико-
грамматического строя речи у дошкольников.
Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем
родного языка тормозят процесс развития связной речи, своевременный пе-
реход от диалогической формы к контекстной.
Неполноценная речевая деятельность влияет на состояние психических про-
цессов, поэтому система разработанных лексико-грамматических игр и упра-
жнений включает задания на развитие психологической базы речи.
Цель предлагаемых игр и упражнений: преодоление типичных лексико-
грамматических несовершенств речи у дошкольников с ОНР.
При разработке и систематизации речевого материала я руководствовалась
требованиями программы коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, ориентировалась на особенности лек-
сико-грамматического строя дошкольников с ОНР.
У таких детей низкий уровень словесных обобщений. Они не знают названий
многих предметов и явлений. Затрудняются в назывании частей целого.
Особенно узок словарь глаголов, прилагательных, наречий. Дети испытыва-
ют трудности в подборе синонимов и антонимов.
Среди лексических ошибок характерны следующие:
- замена названия части предмета названием целого предмета, словами упот-
ребляющимися в сходных ситуациях, близкими по значению;
- подмена названий профессий названиями действия;
- замена видовых понятий родовыми и наоборот;
- взаимозамещение признаков, и т. д.
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны
следующие:
- неправильное согласование прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже;
- неправильное согласование существительных с числительными;
- ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены.
- ошибки в употреблении падежных форм множественного числа, особен-
но родительного;
- неправильное употребление глаголов 1,2 и 3-го лица единственного и мно-
жественного числа.
Недостаточен практический навык применения способов словообразования.
Дети не правильно образуют существительные с уменьшительно-ласкатель-
ным значением. Особенно большое количество ошибок приходится на обра-
зование относительных и притяжательных прилагательных.
Часто ребята неверно используют в речи глаголы, образованные с помо-
щью приставок, имеющих смыслоразличительную функцию.
При использовании лексико-грамматических игр и упражнений реша-
ются задачи обогащения, уточнения, закрепления и активизации словаря.
Дети учатся подбирать антонимы, синонимы, формируются представления о
многозначности слов. Совершенствуются навыки словоизменения, словооб-
разования, построения простых и сложных предложений.
Следует помнить: то или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как недостаток (недоразвитие) только с учётом возрастных норм. Следовательно, при выборе тех или иных игр и упражнений необходи-
мо руководствоваться возрастными закономерностями формирования лекси-
ко-грамматического строя у дошкольников.
Наиболее эффективным педагоги дошкольных учреждений считают те-
матическое планирование воспитательно- образовательного процесса. Дан-
ный речевой материал разработан с учётом тематического принципа, поэтому
может использоваться и воспитателями массовых групп дошкольных учреж-
дений с целью профилактики лексико-грамматического недоразвития речи у
воспитанников.