Татьяна Чихляева
Конспект занятия «Лексико-грамматические упражнения по теме «Многозначные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.
Материал: загадки; картинки: лук, чеснок, голова; заварочный, для кипячения чайники, нос; сердечко; мышь и компьютерная мышка; портфель и хозяйственная сумка, осенние листочки клена, дуба, каштана; тетрадные листочки; виноградная гроздь, кисточка.
Публикация «Конспект занятия „Лексико-грамматические упражнения по теме „Многозначные слова“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет выяснять, насколько успешно будущие школьники овладевают родным языком и насколько богат и разнообразен их словарь. Мы с вами будем бродить и плутать, но главная наша задача не заблудиться.
П: Чтобы знать про дважды два всем нужна нам ….
Д: ГОЛОВА
П. показывает картинки лука, чеснока…
Д: НЕТ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ГОЛОВА
Рядом с головками лука и чеснока вывешивается картинка с изображением головы человека.
П: Щиплет Дедушка Мороз ребят и чайники за…
Д: НОС
П вывешивает картинки заварочного чайника и чайника для кипячения.
Д: НЕТ, НОС, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ.
П: В середине человечка день и ночь стучит….
Д: СЕРДЕЧКО
(украшение, рисунок сердечка)
П: Чтобы вылечить парнишку, ставьте градусник под….
Д: МЫШКУ
(компьютерная мышь, животное)
П: Все ли верно в ваших ответах?
Дети выявляют ошибки и поясняют, о чем идет речь.
Дидактическая игра «Третий лишний».
Картинки вывешаны по три в ряду. Выделяя лишний предмет, получается новый ряд: голова человека, нос, сердце, подмышка.
Что объединяет эти слова?
Д: Это все есть у человека.
П: Все оставшиеся слова-предметы не оставим без внимания. Какими из них можно ответить на вопрос «что это?», а какими на вопрос «кто это?»
Дети высказывают свои мнения и картинки убираются.
П: Давайте назовем признаки оставшихся предметов.
Наши слова будут отвечать на вопросы «какой?» «какая?» «какое?»
Голова какая? Нос какой? Сердце какое?
Ответы детей.
П: Что могут делать наши предметы? Какие действия они совершают?
Голова что делает? Нос что делает? Сердце что делает?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
П: А что может делать человек?
Игра: «Покажи не называя»
Д: играть, кричать, петь, рисовать…. бегать
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише; деревцо все выше, выше.
Далее воспитатель показывает детям картинки с изображением различных сумок и выясняет, с какой сумкой они пойдут в сентябре в школу.
П: Кому и для чего нужны остальные сумки?
Ранец школьника, хозяйственная сумка, чемодан, авоська, папин портфель.
Достаем из хозяйственной сумки тетрадные листочки и кисточку, а из портфеля осенние листья клена (зеленый, дуба (красный), каштана (желтый) и кисть винограда.
П: Что же нам со всем этим делать?
Предложения детей.
П: Из осенних листьев я, пожалуй, сделаю гербарий, листочки раздам Вам, виноград…
Физкультмомент:
Положите руки ладошками вверх перед собой. На что они похожи?
Детские ответы (лист бумаги).
Поднимите руки вверх, раздвиньте пальчики. На что это похоже?
Детские ответы (кленовый листок).
Соедините пальчики. Опустите кисти рук вниз. Посмотрите внимательно, на какой часть человеческого тела похож виноград?
На кисть руки.
Теперь я догадываюсь, почему гроздь винограда называют кистью и для чего нам нужны карандаши.
Итог: Положите перед собой листочки. Достаньте карандаши.
Возьмите зеленый карандаш.
В левом верхнем углу нарисуйте пять кружочков, это пять виноградинок…
Синим карандашом в правом верхнем углу нарисуйте кисточку художника.
Черным карандашом в нижнем левом углу нарисуйте прямоугольник, который похож на тетрадный лист.
Желтым карандашом в нижнем правом углу – березовый листок.
На что похож этот листочек?
В центре своей работы нарисуйте красным карандашом орган человека, отвечающий за жизнь, за любовь к маме, к садику, к учебе.
Что это?
Д: сердце.