Ирина Гурова
Лексико-грамматическая игра-логорассказ «Витя — художник» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-логорассказ используется как часть занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Транспорт» в средней группе для воспитанников с ОВЗ. Также он может быть применён и отдельно в другое время для закрепления материала.
Логопед рассказывает текст, сопровождая его показом слайдов презентации. Дети в процессе чтения участвуют в игре, подсказывая нужные слова в конце предложений, а также отвечая на вопросы логопеда. После ответов детей на слайде появляется нужная картинка.
Публикация «Лексико-грамматическая игра-логорассказ „Витя — художник“ для детей средней группы» размещена в разделах
Цель: развитие лексико-грамматических категорий на материале темы «Транспорт».
Задачи:
- Расширять, активизировать словарный запас по теме «Транспорт».
- Учить употреблению существительных в форме творительного падежа.
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Продолжать учить изменению числа существительных (именительный падеж).
- Продолжать учить изменению числа глагола настоящего времени.
- Упражнять в составлении и употреблении простого распространённого предложения.
- Развивать слуховое восприятие, внимание; мыслительные способности.
Ход игры:
Жил-был мальчик Витя. Он очень любил рисовать. Где же он рисовал? Мама купила Вите… (альбом). А чем рисовал Витя? Правильно! Он рисовал (карандашами, красками и кисточкой, фломастерами, цветными мелками).
Больше всего Вите нравилось рисовать транспорт. Сначала он очень внимательно рассматривал настоящие большие машины, а потом рисовал такие же, но только… (маленькие). Итак, Витя увидел на улице большую легковую машину, а в альбоме нарисовал маленькую…(легковую машинку). Увидел большой грузовик, а в альбоме нарисовал…(грузовичок). Увидел автобус, а нарисовал…(автобусик). Витя увидел велосипед, и нарисовал в альбоме…(велосипедик). Он увидел самокат, и когда пришёл домой, нарисовал маленький…(самокатик). Он внимательно рассмотрел на улице своего города трамвай, и дома нарисовал маленький… (трамвайчик). На вокзале вместе с папой он рассмотрел большой паровоз с вагонами, и дома нарисовал такой же, но только маленький…(паровозик). В небе Витя увидел самолёт, и вечером в его альбоме появился…(самолётик). На следующий день он наблюдал за вертолётом, и потом нарисовал маленький…(вертолётик). Витя увидел, как по озеру плывёт большой теплоход, и потом нарисовал…(теплоходик). А после того, как он рассмотрел катер, в его альбоме появился… (катерок). А ещё Витя внимательно разглядывал лодку, и потом нарисовал точно такую же, но маленькую…(лодочку).
Вите так нравилось рисовать, что в его альбоме появилось много-много разных маленьких машин. Сначала была одна машинка, затем появились…(машинки).
Был в альбоме грузовичок – появились…(грузовички).
Был один велосипедик – появились…(велосипедики).
Был самокатик – появились…(самокатики).
Был один трамвайчик – появились… (трамвайчики).
Был в альбоме паровозик – появились… (паровозики) и т. д. обо всех машинах.
Итак, Витя нарисовал разный транспорт, много-много разных машин! Но ещё он нарисовал дорогу, небо, море… Давайте подумаем и скажем, для каких машин Витя нарисовал дорогу? Что едет по дороге? (Дети сначала отвечают на вопрос, перечисляя транспорт, а затем составляют предложения с опорой на появляющиеся картинки: «Легковая машина ездит по дороге. Автобус едет по дороге. Грузовик едет по дороге» и т. д.).
А для какого транспорта Витя нарисовал железную дорогу (рельсы, шпалы? Какие машины едут по железной дороге? (Дети сначала отвечают на вопрос, перечисляя железнодорожный транспорт, а затем составляют предложения с опорой на появляющиеся картинки: «Поезд едет по железной дороге» и т. д.)
Для чего Витя нарисовал небо? (Дети называют воздушный транспорт: самолёт, вертолёт, воздушный шар, затем составляют предложения: «Самолёт летит по небу» и т. д.).
Для какого транспорта наш художник нарисовал море? (Дети называют водный транспорт, составляют предложения: «Теплоход плывёт по морю» и т. д.).
А что же это за дорога? Правильно, это велосипедная дорожка! На чём можно по ней ездить? (Дети называют велосипед, самокат и составляют предложения: «На велосипеде можно ездить по велосипедной дорожке»).
У Вити в альбоме самолёт летит, а самолёты…(летят); машина едет, а машины…(едут); теплоход плывёт, а теплоходы…(плывут). (Закончить этот лого-рассказ можно игрой с мячом, продолжив предыдущее упражнение:
вертолёт летит – вертолёты…(летят,
катер плывёт – катера…(плывут),
автобус сигналит – автобусы…(сигналят,
грузовик везёт песок – грузовики…(везут) песок,
поезд гудит – поезда…(гудят,
троллейбус останавливается – троллейбусы…(останавливаются).
Подводятся итоги игры, даётся положительная оценка деятельности детей.