Любовь Горшкова
Лексическое занятие «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о растительном мире осенью.
Задачи коррекционно-образовательные: обобщить знания детей о видах деревьев.
Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Задачи коррекционно-развивающие: формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемы ситуации.
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память, мыслительную деятельность.
Совершенствовать словарь детей по теме.
Публикация «Лексическое занятие „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, закреплять употребление существительных во множественном числе предложного падежа и существительных в единственном числе родительного падежа с предлогом «с» в предложениях.
Активизировать умение и навыки в словообразовании притяжательных прилагательных, сложных слов путем слияния основ.
Закреплять употребление существительных во множественном числе предложного падежа и родительного падежа с предлогом «с» в предложении.
Подбирать антонимы.
Развивать диалогическую речь с использованием сложноподчиненных предложений.
Формировать умение строить фразу по данной схеме.
Развитие общей и мелкой моторики.
Задачи коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Развивать культуру речевого общения детей с друг с другом.
Оборудование: разрезная пейзажная картинка «осень» листья деревьев, предметные картинки деревьев, схемы предложения, схемы сложных прилагательных, посылка с вазой и листьями.
Предварительная работа: экскурсия в парк «Авиаторов», проектная деятельность с детьми ;
Работа с раздаточным материалом по теме ;
Беседа по темам «осень», «деревья»;
Дидактические и словесные игры, упражнения;
Художественное творчество (рисование, аппликация, конструирование)
Рассматривание картины золотая осень И. Левитана, иллюстраций по данной теме;
Наблюдение за живой природой.
1. Вводная часть. (Логопед с детьми входит в группу)
-Здравствуйте! Сядет на свое место тот, кто скажет, какой он.
Например: «Я заботливый» (смелый, красивая, умная ит. д.)
2. Ввод в мотивацию. Беседа
Обратите внимание на столы, что вы замечаете? (на столе лежит посылка).
Хотите узнать, от кого она? (Логопед открывает посылку) А может мы догадаемся от кого она, отгадав загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь сосен и елочек,
Кто я?. (осень).
Посмотрите осень прислала в конверте разрезные картинки. Давайте их соберем.
3. Составление картины. Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов).
Дети собирают части
-Как вы думаете, что это? (на картине осень)
- Что изображено на разрезной картине?
-Какая это осень? Как вы думаете почему? (на деревьях не осталось листочков, на небе темные тучи, птицы улетели на юг, стало холодно).
-Это осень ранняя? (Нет поздняя)
-День на картине ясный? (Нет пасмурный)
-Небо светлое? (нет темное)
-Облака белые? (нет черные)
-Деревья одетые? (нет голые)
Время теплое? (нет холодное)
-Осень прислала вам свою картину в подарок. Она украсит нашу группу.
Посмотрите в посылке стоит ваза, а в ней …
-Как вы думаете, может быть? (листья)
-Кто их так раскрасил? (осень)
-Возьмите осенний листок, который вам больше нравится.
4. Образование сложных прилагательных по образцу.
Игра «Необычные листочки».
-Осень разноцветными красками раскрасила листья. Что в них необычного?
-(листья не одного цвета, а двух цветов)
-Как же можно сказать, какой, лист если он желтый и красный? (желто-красный).
-Какой твой лист? (Мой лист желто-коричневый, желто-зеленый, оранжево-красный ит. д.)
Дети называют по очереди, какой лист.
5. Употребление существительных в родительном падеже с предлогом.
-С какого дерева упал желто-красный лист? Желто-красный лист упал с клена, дуба, с ивы, рябины).
6. Образование относительных прилагательных от существительных.
-Лист упал с дуба, какой он? у меня лист дубовый, селеновый, и т. д.
-Листья растут на чем? (На ветке).
-Откуда же эти листики? (не знаем)
-Может быть с этого дерева? Что не так? (дети подходят к мольберту, на котором нарисовано «чудо-дерево» (на одном дерев не могут расти ветки и листья от разных деревьев)
-Это «чудо-чудоево»
-Посмотрите и найдите ветку своего листика. Все, увидели с какой ветки ваш листик? (дубовый лист растет на дубовый ветке и т. д.)
-Назовите, какой лист, растет на какой ветке. Например: «Кленовый лист растет на кленовой ветке»
7. Пальчиковая гимнастика.
- Раз, два, три повернись, и пройдись. Какие мы видели красивые веточки на дереве! Вспомним о листочках и покажем пальчиками. (Дети присаживаются на ковер и выполняют пальчиковую гимнастику).
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (загибаем пальцы)
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (Дети выполняют взмахи кистями рук, затем загибают пальцы правой руки в кулак).
8. Образование однокоренных существительных.
-Мы посчитали листья деревьев. Скажите, где мы могли бы увидеть много деревьев? (в лесу, парке).
-Послушайте и ответьте, одним словом. Большой – это лес, а если он маленький, как назвать? (Лесок)
-Тропинка в саду садовая, а в лесу? (лесная)
- Этот человек, следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. (Лесник)
-Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? (лесовик, лесовичок)
-А сказочное чудовище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)
-Повторяйте за мной: лес, лесок, лесник, лесовик, леший, лесная.
Сколько слов я назвала? (шесть)
-Что вы можете сказать об этих словах? (слова похожи)
-Верно, слова похожи, в них общая часть – лес.
Слова с общей частью называются родственными.
Внимательно послушайте и скажите, какое слово лишнее?
-Лесник, лесовик, лента, лесная, лесовик. (Лишнее слово лента).
9. Употребление существительных множественного числа предложного падежа.
Игра «Что лишнее?»
-Я хочу вас проверить, запомнили ли вы, кто такой лесник? (Это -)
-За чем присматривает лесник в лесу? Подойдите к мольберту, отберите нужные картинки. Лесник присматривает за кустами, деревьями, травами. А за пальмой он не присматривает, потому что это дерево растет в жарких странах.
В лесу лесник встречает и наблюдает за кем? Какими? Теперь отберите картинки птиц, живущих в лесу.
(Птицами). Лесник заботится о дятлах, о воробьях кукушках.
За пингвином лесник не наблюдает, потому что он живет)
-Отберите картинки, о ком заботится в лесу лесник? (Лесник заботится о лесных животных, а о лошади не заботится, потому что это домашнее животное).
-Молодцы! Ничего не напутали.
10. Образование притяжательных прилагательных.
-Вспомните, а какое сказочное чудище, которое шутит, путает, старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)
И снами леший решил пошутить. Вот какого зверя нарисовал. Как вы думаете, живут в лесу такие животные? (Нет. Это сказочное животное.)
-На каких животных оно похоже? (Оно похоже на зайца, у этого животного заичьи уши, на волка, у него волчьи ноги, на медведя, у него медвежье туловище).
-Молодцы, мы разгадали загадку лешего, ему не удалось нас испугать.
11. Игра «Где же хвост? (Употребление притяжательных прилагательных в сложноподчиненных предложениях). Составление предложения с использованием схемы.
-А вот звери лесные испугались и попрятались.
Определите по хвосту, кто, где спрятался. Почему ты так думаешь (Лиса спряталась за кустом, потому что я вижу лисий хвост.
-Чтобы животные появились, давайте расхвалим их хвосты. Нам поможет эта схема
-Логопед демонстрирует образец.
«Лисий хвост длинный, овальный, пушистый, рыже-белый».
(О зайце составляем аналогичное предложение).
Леший не только умеет шутить, еще он умеет загадывать сказочные загадки, а загадки он спрятал в красном, пластмассовом, детском (ведерке).
12. Образование сложных прилагательных путем сложения основ.
-Давайте разгадаем
загадки лешего. Заморочки из мешочка»
Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерками, каждому номеру соответствует схема. Дети обсуждают и говорят ответ.
(Тонкошеей лебедь, остроклювый дятел и т. д.)
-Все ли эти птицы останутся зимовать в лесу? (Все улетают на юг.)
-Молодцы! Со всеми заданиями справились.
Педагог обращает внимание на пустующем ранее стуле стоит корзина с ягодами и грибами)
-Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежала посылка, что-то стоит (Дети подходят к корзине, достают осенние подарки).
13. Итог занятия
-Чем мы занимались, что запомнилось? (Ответы детей).