Елена Савушкина
Занятие по лексической теме «Овощи. Огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Овощи. Огород.
Ход занятия:
Организационный момент. [Развитие тонкой моторики. Объявление темы занятия. ]
Предлагаю детям по очереди опустить руки в карзину и достать то, что там лежит. Дети достают овощи и садятся за стол.
Логопед. Положите на стол что, то вы достали изкарзины. Скажите, что это?
1-йребенок. -огурец
2-й ребенок -перец
3-й ребенок-помидор
4-й ребенок-капуста
Логопед. Как можно назвать их одним словом?
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Дети. Овощи.
Логопед. Где растут овощи?
Дети. Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках.
Логопед. Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, научимся рассказывать об овощах, поиграем и почитаем.
Рассматривание картины «Уборка овощей» [Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород». Развитие диалогической речи. Расширение представлений о важности труда взрослых. ] («Все работы хороши». Альбом демонстрационных картин. — СПб., ДЕТСТВО-IIРЕСС, 2005.)
Помещаю на доску картину «Уборка овощей».
-Рассмотрите картину. Как вы думаете, какое время года изобразил на ней художник? Обратите внимание на лес, траву, улетающих птиц. Расскажите о том, что делают люди? Начните со слов на картине нарисована.
Дети. На картине нарисована осень. Лес уже стоит желтый. Засохла трава. Птицы улетают на юг. Люди убирают урожай.
-. Вот о людях, которые убирают урожай, мы сегодня и поговорим. Расскажите о том, что они убирают.
Дети. Люди выкапывают картошку. Грузовые машины везут капусту.
- Правильно. Овощеводы убирают урожай, чтобы заложить овощи на зимнее хранение. Эти люди делают нужное и важное дело, заготавливают овощи для жителей большого города. Перечислите их трудовые действия.
Привлекаю внимание детей к людям, изображенным на картине.
Дети. Они управляют трактором, картофелекопалкой, грузовиками, выкапывают картошку, собирают ее в ящики, ставят ящики друг на друга, везут картошку на хранение.
Игра «В огороде у козы Лизы» [Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи».] (Нищева Н. В. Играйка 1-СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2003.)
Помещаю на магнитную доску игровое поле.
-Коза Лиза тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Поможем козе Лизе.
Раскладываю на столе предметные картинки с изображениями овощей.
-Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой.
1-й ребенок. Это зеленая хрустящая капуста.
2-й ребенок. А это сладкий сахарный горошек.
3-й ребенок. Это длинная оранжевая морковка.
4 -й р е б е н о к. Это круглый красный помидор.
1-й ребенок. Это горький белый чеснок.
2-й ребенок. Это красная сочная редиска.
3-й ребенок. А это толстый фиолетовый баклажан.
4 -й р е б е н о к. Вот это зеленые хрустящие огурцы.
- Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у козы.
Дети. Свекла, картошка лук, укроп, салат, репа, петрушка, патиссон, перец.
- Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.
Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).]
Помещаю на магнитную доску четыре картинки.
- А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» Посмотрите на картинки. Что на них изображено?
Дети. Баклажан, салат, свекла, укроп.
-Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.
Убираю одну из картинок.
- Чего не стало?
Дети. Баклажана.
- Верно.
Помещаю на доску следующий комплект.
- Что на картинках изображено?
Дети. Картошка, перец, петрушка, горох.
Убираю одну из картинок.
- Чего не стало?
Дети. Петрушки.
Помещаю на доску еще один комплект картинок.
- А что на этих картинках изображено?
Дети. Огурцы, репа, лук, чеснок.
Убираю одну из картинок.
- Чего не стало?
Дети. Огурцов.
- Правильно. Вы были очень внимательными.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, чувства ритма. ]
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. ]
Работа в тетради. [Развитие тонкой моторики. Профилактики нарушений письменной речи. ]
-Откройте тетради на второй страничке. Что вы видите?
Дети. Это овощи.
- Какие овощи вы видите?
Дети. Помидор, огурец, морковь.
- Послушайте загадку про один из этих овощей.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней.
Дети. Помидора.
- Правильно. Раскрасьте помидор и расскажите мне, какой он.
Дети раскрашивают помидор, а потом рассказывают о том, каким он получился.
Дети. Он круглый, гладкий, красный, мягкий, сочный.
- А теперь выберите карандаши нужно цвета и обведите морковь и огурец.
Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как они сидят, как держат карандаши.
- Какие морковь и огурец по цвету?
Дети. Морковь оранжевая, огурец зеленый.
Игра «Что привез грузовик?» [Совершенствование грам-матического строя речи (употребление существительных в форме винительного падежа). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Закрепление навыка цветоразличения. ]
Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображение грузовика, в кузове которого закреплены плоскостные изображения овощей.
- Посмотрите, что привез нам грузовик.
Дети. Это овощи.
-Сейчас каждый из вас выберет по два овоща одного цвета и расскажет, какие овощи он взял.
1-й ребенок. Я взял фиолетовый баклажан и фиолетовые бобы.
2-й ребенок. Я взяла зеленый укроп и зеленые огурцы.
3-й ребенок. Я взял желтый лук и желтую морковку.
4-й ребенок. Я взяла красный помидор и красную редиску.
- Очень хорошо, а теперь переверните карточки с
изображением овощей.
Дети переворачивают карточки, а логопед убирает с доски изображение грузовика.
- Из слогов на карточках составьте слова и прочитайте их.
1-й ребенок. Но-та.
2-й ребенок. Пу-ма.
3-й ребенок. Ма-ма.
4-й ребенок. Па-па.
Итог