Елена Савушкина
Конспект занятия по лексической теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Осень»
- Здравствуйте, ребята!
Кто мне скажет,
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Показывает картинку осень (Осень)
- Верно.
- Сегодня мы отправимся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для вас сложные задания. (Логопед вывешивает на доску предметную картинку с королевой осени) Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? Напомню, что тот, кто будет хорошо заниматься, правильно отвечать на занятии, то получит фишку. А в конце занятия мы посчитаем, у кого, сколько наберется за занятие. Фишки будете складывать на край стола. Всем все ясно?
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
- Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.
- Осень приходит после лета (выставляю на доску сюжетные картинки с изображением детей в парке под зонтом). В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень красивый нарядный вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!
( Выставляю на доску еще две картинки: про осень и где дети в парке под зонтом) Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди- долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта – промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.
Составление предложений по картинкам. Распространение предложений прилагательными. Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений с опорой на картинки и их распространение).
Логопед помещает на наборное полотно несколько сюжетных картинок. На первой картинке дети собирают разноцветные листья в осеннем парке. На второй люди собирают яблоки в осеннем саду. На третьей картинке -клин перелетных птиц в небе. На четвертом - мальчики собирают в осеннем лесу лисички.
Логопед. Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал на них художник?
Дети. На картинках нарисована осень.
Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке. Что ты видишь на первой картинке. Маша?
1 -й ребенок. Дети собирают листья.
Логопед. Какие листья собирают дети?
1 -й ребенок. Дети собирают разноцветные листья.
Логопед. Верно. Что нарисовано на второй картинке Вадик?
2-й ребенок. Люди собирают яблоки.
Логопед. Какие яблоки собирают люди?
2-й ребенок. Люди собирают красные яблоки.
Логопед. Правильно. Расскажи о том. что ты видишь на третьей картинке, Женя.
3-й ребенок. Птицы улетают на юг.
Логопед. Какие птицы улетают на юг?
3-й ребенок. Перелетные птицы улетают на юг.
Логопед. Что ты видишь на последней картинке, Саша?
4-й ребенок. Мальчики собирают грибы.
Логопед. Какие грибы собирают мальчики?
4-й ребенок. Мальчики собирают желтые лисички.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках. А какие еще приметы осени вы помните?
Дети. Осенью часто идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более теплую одежду.
Логопед. Молодцы! Вы вспомнили приметы осени.
Упражнение С какого дерева лист? (в презентации)
Физминутка «Осень»
Игра «Катины подарки». [Развитие фонематических представлений, совершенствование навыка звукового анализа слов. ]
Убираю картинки и достает игру «Катины подарки» (Нищева И. В. Играйка I.)
-Кого вы видите на картинке?
-Девочку и игрушки.
-Правильно, Эту девочку зовут Катя. Она отдыхала на даче, но наступила осень, и Катя вернулась в город. Она привезла подарки своим игрушкам.
- Что привезла Катя? Расскажите.
- Конфету, морковку, малину, помидор, табурет, носки, нагрудник, кофту, пальму, торт, нож, погремушку, палку, коляску, мороженое, тарелку, ножницы, тапки, мандарин.
Правильно. Поможем Кате раздать подарки игрушкам. Каждая игрушка получит подарки, названия которых начинаются с того же звука, что и ее название. С какого звука начинается слово носорог!
–Со звука [н].
- Подберите носорогу подарки, названия которых начинаются со звука [н].
Дети помещают картинки рядом с изображением носорога- и комментируют.
-Нагрудник, носки, нож, ножницы.
-Все сделали правильно. Подарки остальным игрушкам мы подберем потом.
Упражнение «Прохлопай слова». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов. ]
-А теперь все вместе прохлопаем слова. Послушайте, как я прохлопаю слово кус - ты. А теперь вы прохлопайте слова дож-ди, ря-би-на, дуб,ту-чи
-Отлично. Пройдите за стол.
Общая артикуляционная гимнастика.
Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?» [Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи. ]
Приглашаю детей пройти к наборному полотну и предлагаю им встать полукругом, а на наборное полотно помещает картинку с наложенными изображениями листьев.
-Последняя игра сегодня- картинка-загадка «Что ты видишь?» Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.
1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.
Обводит изображение пальцем.
2-й ребенок. Я вижу березовый листок.
Обводит изображение пальцем.
3-й ребенок. А я увидела дубовый листок.
Обводит изображение пальцем.
4-й ребенок. Не назвали только рябиновый листок.
Вот он. Обводит изображение пальцем.
Логопед. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.