Боцулко Оксана
Лексическая тема недели «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема недели :
«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
Время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода,
листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай,
деревья, куст, листья, ков р (из листьев, бер за, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, кл н,
Публикация «Лексическая тема недели „Осень, Признаки осени, Деревья осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья и кустарники. Планирование
- Деревья осенью, листопад
- Осень. Материалы для воспитателей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
лиственница, ель, сосна, ива, каштан, ж лудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва,
древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.
Глагольный словарь:
Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья, опадать, облетать, кружиться,
шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать,
собирать.
Словарь признаков :
Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни, промозглый, мокрый, проливной,
моросящий, косой, красный, ж лтый, бордовый, багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный,
золотая, рыжий, поздняя, хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой,
трухлявый.
Словарь наречий:
Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено,
высоко, низко, пышно, редко.
Лексико-грамматический строй речи :
Дидактическая игра «Скажи наоборот» ( подбор антонимов: ярко-тускло, ранний - поздний и
др. см. расширение словарного запаса).
Дидактическая
игра
«Сосчитай
листочки»
(согласование
числительных
1,
2,
5
с
существительными).
Дидактическая игра «В лесу» (упражнение в образовании мн. числа существительных и их
употреблении в именительном и родительном падежах. Пример:
У дома раст т бер за, а в лесу растут (бер зы). В лесу много (бер з).
Дидактическая
игра
«С
какого
дерева,
чей
листочек?»
(образование
относительных
прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист бер зы, значит,
это бер зовый лист).
Развитие связной речи:
Составление описательного рассказа «Осень» с использованием схематичного плана.
Подробный пересказ рассказа «Лес осенью» (по Г. Скребицкому и В. Чаплиной)
Летом лес был зел ный. Теперь бер зки и кл ны ж лтые. Осины красные. Между ними лочки
зеленеют.
Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю
опускаются.
Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые
растения.
Вопросы:
1 О каком времени года говорится в рассказе?
2 Какого цвета лес был летом?
3 Какого цвета стали бер зки и кл ны осенью?
4 Какого цвета стали осины осенью?
5 Какие деревья не изменили своего цвета?
6 Как кружатся листья в воздухе?
Развитие общей моторики.
Подвижная игра «Деревья» :
Ветер дует нам в лицо,
Дети обмахивают руками лицо.
Закачалось деревцо.
Поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево -
вправо.
Ветер дует тише, тише.
Опускают руки, приседают на корточки.
Деревце раст т вс выше, выше.
Тянутся на носочках, руки вверху.
Ветер сильный набежал,
Энергично машут руками.
Много листиков сорвал.
Перебирая пальцами, опускают руки.
Развитие мелкой моторики:
Выкладывание по образцу листьев разной конфигурации из мелкой мозаики, гороха, пуговиц.