Анна Белоусова
Лего-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время деятельность ДОО, направленная на развитие инновационных процессов, выстраивается с позиции обновления образовательного процесса и, зачастую, с создания системы работы по конструированию, которая развивает у дошкольников логическое мышление, комбинаторные и конструкторские способности, познавательную активность, творческую фантазию и воображение.
Публикация «Лего-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Позволить дошкольнику лучше узнать окружающий мир и собственные способности помогут правильно подобранные игры и увлекательные занятия. Все родители мечтают видеть своих детей грамотными личностями с хорошо развитой памятью, вниманием, логическим мышлением. Обучать, тренировать основные навыки ребенка в игре помогают игрушки с развивающим эффектом. Ярким примером развивающей игры, позитивно влияющей на детское восприятие и способности, является конструктор ЛЕГО.
Конструкторы ЛЕГО - это набор деталей, которые соединяются друг с другом, чтобы стать одним большим объектом. «ЛЕГО» в переводе с датского языка означает «умная игра». ЛЕГО - конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Детей увлекающихся ЛЕГО - конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития.
Использование ЛЕГО - конструктора помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является велико-лепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов детской деятельности и образовательных областей.
В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, кнопки крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину.
ЛЕГО - конструирование развивает и речевые навыки : дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах. Это формирует также коммуникативные навыки. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании.
Освоение ЛЕГО - конструктора ведётся последовательно от простого к сложному.
В работе с дошкольниками 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей используются различные виды конструктора. Это конструктор ЛЕГО «ДУПЛО», предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор ЛЕГО «ДАКТА», рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.
Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов:
- Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.
- Конструирование по инструкции – к конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели.
- Конструирование по условиям - определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; формируется умение анализировать, способствует развитию творческого конструирования.
- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста : они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Элементы ЛЕГО - конструктора можно использовать не только для конструирования, но и в дидактических играх и упражнениях.
Список литературы:
1. Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
2. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. О. В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.
5. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.