Наталья Бабинцева
Лечебные игры при бронхите, астматическом бронхите, при бронхолегочных заболеваниях для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Дышать - огромное удовольствие. Достаточно одного дыхания, чтобы всегда быть счастливым, наслаждаться жизнью. Достаточно быть живым. Если бы исток всех вещей не находился в этом дыхании, не было бы ни человека, ни мира».
При заболеваниях бронхов необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмическое дыхание с углубленным, но спокойным выдохом. Во всех играх используется произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмическими движениями рук и ног, движения для формирования навыка правильного положения языка и координации движений нижней челюсти: дозированный бег – для улучшения функционирования диафрагмы. Это очень важно, так как 90% всей работы дыхательных мышц у детей до 5 лет ложится на диафрагму. Игры можно проводить уже спустя 2-3 недели после приступа. Следует обратить внимание на чрезмерное эмоциональное возбуждение ребенка во время игры. Оптимальными являются ежедневные игры с троекратным повторением в течение дня (1-2 месяца). Правильно дышать – очень важно, для здоровья любого человека, особенно для ребенка, Правильное дыхание – это дыхание через нос, т. к. при дыхании через нос воздух, проходя через узкие каналы носа, согревается, очищается от пыли, благодаря ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в легкие теплым и чистым. При дыхании через рот воздух попадает непосредственно в легкие. Это увеличивает возможность получения инфекции. При этом грудная клетка, сердце плохо развиваются, жизненная емкость легких обычно бывает низкой. Дыхание через нос является более глубоким, чем через рот. Переход с дыхания через нос на дыхание через рот, особенно во время бега, является для взрослого сигналом, что ребенок получил достаточную физическую нагрузку, и ее надо снизить, т. е. перейти с бега на ходьбу. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Поэтому очень важно научить ребенка правильно дышать, только через нос. Для этого разработаны дыхательные упражнения, которые желательно проводить 2 раза в день: утром и вечером, ими мы обычно начинаем утреннюю гимнастику и вечерние занятия. Для решения этих задач рекомендуются игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением. Это способствует уменьшению бронхоспазмов. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями.
Публикация «Лечебные игры при бронхите, астматическом бронхите, при бронхолегочных заболеваниях для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Игры :
«Поезд»
Цель: улучшение функционального дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.
Ход игры : дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнять вначале ведущий. Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («гу, гу», они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов ведущего «Поезд приехал на станцию» дети замедляют ход и начинают пятиться до сигнала «приехали».
«Вперед быстрей иди, только не беги»
Цель: улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости.
Ход игры. Дети строятся в затылок друг другу в 2 колонки. Перед первыми в колонках черт линию старта. На расстоянии 20-30 м – финал. Задача заключается в том, чтобы по сигналу ведущего как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на коленях, четвереньках и т. д. Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются в конец колонны.
«Надуй шарик».
Цель. Формирование дыхания, обучение более ритмичному и углубленному дыханию, правильному смыканию губ.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф…», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку воспитателя шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят «шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз.
«Вверх ногами»
Цель. Укрепление мышц пояса верхних конечностей, улучшение дыхательной функции бронхов, общефизиологическое воздействие, тренировка вестибулярного аппарата.
Необходимые материалы: салфетка.
Ход игры. Ведущий предлагает ребенку встать у стенки вниз головой – вверх ногами. Ведущий тщательно страхует ребенка. При накопившейся мокроте ребенок откашливается и отхаркивает мокроту в салфетку, лежащую на полу.
«Самолетик-самолет».
Цель. Формирование правильного дыхания (его глубины, ритма, укрепление мышц рук и грудной клетки, усвоение понятий «направо», «налево», развивать координацию движения в пространстве.
Ход игры. Ведущий показывает, как играть в «самолет» : разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх – вдох. Делает поворот в сторону, произнося «жжж», - выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и т. д. Ребенок повторяет за ведущим 2-3 раза. Затем ведущий читает стихотворение, а ребенок делает движения самостоятельно по 2-4 раза в каждую сторону в ритме стиха.
Самолетик-самолет (ребенок разводит руки)
Отправляется в полет. (в стороны ладонями вверх)
Жу, жу, жу, (делает поворот вправо)
Жу, жу, жу, (выдох «жжж»)
Постою и отдохну. (встает прямо, опустив руки,- пауза)
Я налево полечу, (поднимает голову – вдох)
Жу, жу, жу, (делает поворот влево и
Жу, жу, жу, и выдох «жжж»)
Постою и отдохну. (Встает прямо и опускает руки – пауза)
«Подпрыгни и подуй»
Цель. Улучшение функции дыхания, повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Необходимый материал: воздушный шарик на каждого ребенка.
Ход игры. На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.
«Ветер».
Цель. Координация движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз», формирование ритмичного глубокого дыхания.
Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «ветер». Читает стихи и делает в ритм их движения:
Я ветер сильный, я лечу (руки опущены, ноги слегка расставлены,
вдох через нос)
Хочу – налево посвищу, (повернуть голову налево, сделать губы
трубочкой и надуть)
Могу подуть направо, (голова прямо – вдох, голова направо – выдох,
губы трубочкой)
Могу подуть вверх – в облака, (голова прямо – вдох через нос, опустить
голову, подбородком касаясь груди, - спокойный и глубокий выдох через рот)
А пока – я тучи разгоню. (круговые движения руками).
«Куры»
Цель. Укрепление мышечного корсета позвоночника. Формирование дыхательного акта (его глубины, ритма, развитие внимания, выдержки, формирование правильной осанки.
Ход игры. Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносит «так, так, так», одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3-5 раз.
Рекомендации:
- необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществить носовое дыхание;
- более мягкий, повествовательный, а не командный, голос ведущего;
- использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпе.
Литература
1. Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека. - М., 2002
2. Белая Н. А. Лечебная физкультура и массаж. - М. : КноРус, 2007
3. Березовский Б. А. «Лечебная физкультура при заболеваниях дыхательных путей и легких». 2005
4. Галанов А. С. Игры, которые лечат. (для детей от3 до 5 лет) – М. : Педагогическое общество России, 2005.