дина афанасьева
Лечебно-оздоровительная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности является охрана здоровья населения (А. И. Потапов, 2003; Г. Г. Онищенко, 2005).
Актуальность проблемы. На протяжении последних нескольких лет стал, заметен неуклонный рост числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это происходит по ряду причин: сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, немаловажной причиной можно считать экологическую ситуацию регионов.
Публикация «Лечебно-оздоровительная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Неблагоприятная демографическая ситуация в России обостряет проблемы нарастающего ухудшения здоровья детей и ставит их в ряд национальных приоритетов. В этих условиях особое значение придаётся качеству здоровья детей раннего возраста, организм которых особенно чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов среды.
Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. В дошкольных учреждениях созданы все условия для систематического, начиная с первых лет жизни, профилактического влияния на организм ребёнка.
Мы работаем в детском саду №15 "Дюймовочка" в специализированной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В нашей группе четырнадцать детей. Дети имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата : плосковальгусное нарушение стоп, дисплазию (вывих) тазобедерных суставов, ДЦП (детский церебральный паралич, синдром дисплазии соединительной ткани, кривошея, парез Эрбе. Многие дети имеют инвалидность. Приходя в наш детский сад, родители надеются, что их ребёнок получит дополнительную помощь, которую они не могут оказать сами.
В то время, когда дети приходят в нашу группу, мы тщательно изучаем их диагнозы и вступаем в тесный контакт с родителями. Это помогает нам учитывать все особенности заболевания каждого ребёнка. Мы считаем, что это очень важно для достижения максимального результата. Работа начинается комплексно.
Все дети нашей группы получают лечение в поликлинике : электрофорез, парафин. В детском саду этим детям уделяется много внимания: медицинские сёстры, медсестра-массажист, врач-невролог, инструктор по физическому развитию, инструктор по лечебной физкультуре, инструктор по плаванию и мы, воспитатели, учитываем индивидуальные особенности каждого ребёнка. Составляется план мероприятий, которые проводятся всеми специалистами.
Инструктор по лечебной физкультуре разрабатывает специальные комплексы лечебной гимнастики, которые меняются один раз в две недели и учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка. Массаж делается также с учётом заболевания детей. Инструктор изучает медицинскую карту и рекомендации лечащего врача.
Лечебная физкультура даёт возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные и временные отклонения в состоянии здоровья.
Важное значение уделяется дозированию физической нагрузки, которая должна быть адекватна состоянию здоровья ребёнка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки при проведении лечебной гимнастики являются исходные положения при выполнении упражнений, количество повторений каждого упражнения и методы их выполнения (повторный, интервальный, продолжительность занятия и моторная плотность нагрузки на протяжении занятия.
Занятия лечебной гимнастикой проводятся курсами. Курс профилактического или лечебного воздействия составляет 1,5-2 месяца. Дети с тяжёлыми формами заболеваний (ДЦП, врождённая патология – парез Эрбе) занимаются без перерывов. Если ребёнок при проведении курса лечебной физкультуры заболел и вынужден пропустить занятия, то он возобновляет их после выздоровления.
Лечебная физкультура для детей – это подбор специальных упражнений, их целенаправленное чередование и повторение, зависящее от стадии и формы заболевания, физической подготовленности и возраста ребёнка, функционального состояния сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Лечебная гимнастика проводится в виде индивидуальных, самостоятельных и групповых занятий.
На занятиях по физическому развитию мы тоже всегда учитываем диагнозы всех детей. Одним нельзя прыгать в длину, высоту, нельзя бегать, то в это время они выполняют другие упражнения, например, «Ходьба по канату с мешочком на голове» или метание предметов в даль. Дети, которым нельзя метать предметы, выполняют прыжки или лазание по гимнастической стенке. На занятиях по физическому развитию мы разделяем детей на подгруппы по диагнозам. Мы работаем в тесном контакте с инструктором по физическому развитию и инструктором по лечебной физкультуре.
Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.
На занятии применяются элементы массажа и самомассажа для усиления действия физических упражнений.
Инструктор по плаванию учитывает заболевание ребёнка и даёт большую нагрузку на ту группу мышц, которая нуждается в этом. Это происходит под присмотром медицинской сестры.
Медицинские сёстры следят за тем, чтобы дети получали максимум нагрузок в период пребывания детей в детском саду в соответствии с диагнозом.
В группе мы ведём индивидуальную работу в свободное время от занятий, на прогулке; после сна проводятся закаливающие мероприятия, которые укрепляют организм ребёнка.
Для этого у нас в физкультурном центре имеется различный спортивный инвентарь: комплекты массажёров для всех групп мышц, разные виды дорожек (верёвочные и ребристые дорожки, тяжёлые мешочки с песком на ноги для устойчивости стопы, мячики, скакалки, спортивные палки, шведские стенки. Каждому ребёнку уделяется время для достижения поставленной цели.
Проведение всех этих мероприятий позволяет своевременно и эффективно устранять причины заболевания ребёнка на ранних этапах формирования свода стопы и нарушений осанки. Именно своевременность использования физических нагрузок с лечебной целью является наиболее значимым фактором коррекционной работы в детском саду. Физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребёнка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.
В физической реабилитации дошкольников необходимо учитывать характер патологического процесса, протекающего в организме, а также степень и длительность снижения двигательной активности.
Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. В конце каждого учебного года проводится медицинский осмотр детей, отмечаются все изменения, произошедшие за год. Обычно одного или двух детей, нуждающихся в профилактике заболевания, переводят в обычные группы, так как врач-ортопед снимает диагноз. У некоторых детей отмечаются улучшения в здоровье. Это очень радует, так как все мы были заинтересованы в этом изначально, с этими детьми была проведена большая работа.
Необходимо усовершенствовать процесс физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в детском саду, который будет направлен, с одной стороны, на коррекцию нарушений и укрепление здоровья, с другой – на их разностороннее развитие. И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность коррекционно-развивающей работы повышается.