Чепланова Анна
Квест-технология как инновационная форма развития познавательных интересов дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, ребенок стремится познавать новое. Именно эти составляющие лежат в основе познавательного развития воспитанников.
Публикация «Квест-технология как инновационная форма развития познавательных интересов дошкольников» размещена в разделах
Ориентируясь на современные тeндeнции всe болee осознается необходимость создания оптимальных условий для развития познавательных интересов дошкольников. На этапе внедрения ФГОС ДО в систему дошкольного образования актуальной проблемой для педагогов становится поиск эффективных технологий взаимодействия участников образовательного процесса.
Имея право самостоятельно определять содержание и форму учебной деятельности, педагогические команды дошкольных образовательных учреждений сегодня выбирают инновационные технологии для развития познавательных интересов, у дошкольников, как основное направления работы. [1,c.32-34].
Одной из инновационной формы организации образовательной деятельности детей в ДОУ является квест- технология. но до недавнего времени не было системы работы с дошкольниками с использованием технологий квеста. На наш взгляд, это обусловлено отсутствием необходимых знаний у работников о квест – игре, как эффективной форме выявления и развития познавательных мотиваций у дошкольников. Поэтому педагоги дошкольных учреждений остро осознают необходимость методических рекомендаций по организации целенаправленной и систематической работы с детьми дошкольного возраста, посредством квест-технологии.
Актуальной задачей воспитания и развития ребенка в детском саду является поиск эффективных форм и методов для развития интересов, любознательности, формирования познавательной мотивации у дошкольников.
Новизна квест – технологии для становления личности ребенка заключатся в изменении форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В ходе Квест- технологии реализовывались образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
• Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;
• Развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и познавательной активности, творческих способностей каждого ребенка;
• Воспитательная – воспитание личной ответственности за выполнение работы.
С целью развития познавательных интересов у дошкольников и формирования целенаправленной работы с детьми, мы в своей группе использовали инновационную образовательную технологию квест- игру.
Как и любая педагогическая технология, квест имеет свою классификацию и принципы. Причем принципы данной технологии соответствуют принципам ФГОС ДО, что, подчеркивает значимость и актуальность данной технологии для применения в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии мы начали с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать.
В ходе организации работы в ДОУ с дошкольниками посредством квест-технологии нами была определена основная цель деятельности - обеспечение максимально благоприятных условий для поддержки детской инициативы, познавательной активности, творчества, через совместную образовательную деятельность в форме квест- игры.
Определены основные задачи:
-выявление способностей у дошкольников и создание системы для работы с ними посредством квеста;
-участие каждого ребенка в активном творческом процессе;
- развитие интереса, творчества, воображения дошкольников, поисковая деятельность, стремление к новизне;
-создание и укрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями.
При подготовке и организации квест – игры необходимо четко соблюдать структуру построения квеста. Алгоритм организации и проведения квест – игры это своего рода сценарий, который должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
Вовлекая дошкольников в активный творческий процесс нами был разработан план мероприятий квест-путешествий по месяцам. Были проведены квесты в образовательной деятельности на темы: 1. Охота за сокровищами (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).
2. Помоги героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».
3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Мы едем к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «Мастерград».
4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».
5. Литературные квесты (в соответствии с работами автора или в соответствии с работами по определенной теме). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам Корнея Ивановича Чуковского».
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры мы пытались достичь образовательных целей: проводить проектные и игровые мероприятия, внедрять новую информацию, для укрепления существующих знаний, отработать на практике умения детей. При организации квест-игр с дошкольниками, мы стараемся перед ними поставить комплекс проблемных задач с определенной целью. Проведение такого мероприятия похоже на развлечение, театрализацию, продумываем декорации и материалы для заданий. В нашей работе мы используем следующие варианты для квестов :
1. Поиск заметок.
2. Поиск по карте.
3. Поиск по подсказкам (рисункам, указателям).
Таким образом, мы в своей группе для сопровождения и развития познавательных интересов детей организовываем сюжетные, красочные детские квесты.
Квест игра имеет свои достоинства
1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
4. Формирует у детей базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
Вывод. Образовательная деятельность в формате квест- игры замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Она становится отличной возможностью от педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия, а также получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест- игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Инновационные формы работы с детьми являются эффективным педагогическим средством, позволяющим решать задачи познавательного развития дошкольников.
Список литературы:
1. Белоусова Е. Ю., Клевцова М. Н. Развитие способности удетей дошкольного возраста посредством творческой игры - Казань: Бук, 2016.- [с. 32 -34]
2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. : Знание, 1999- [с. 45 -49]
3. Савенков А. И. Одарё нные дети: особенности психического развития. М. : —2006. [с. 17 -20]
4. Каравка А. А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями // Мир науки. - 2015. - №3. - С. 20.