Марина
Квест-игра «Знают правила друзья-значит знаю их и я»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по обучению дошкольников основам безопасного поведения на дороге. Заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов, детей, краеугольный камень надежности всей системы. Правильное понимание и соблюдение требований дорожных знаков, разметки и основных положений Правил дорожного движения следует прививать с самого раннего детства. Сформировавшиеся навыки позволяют не только быть уверенным в себе пешеходом, но и позволяют принять верное решение при возникновении критической ситуации на дороге. Наиболее действенным и эффективным методом является проведение квест-игры. Квест-игра очень нравиться детям за динамичность, а также она позволяет активизировать внимание ребенка и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий. Во время квест-игры дети могут на практике применить полученные знания, проявить внимательность, смекалку, показать умение работать в команде. Цель: формирование у детей дошкольного возраста основы безопасности поведения на дороге.
Публикация «Квест-игра „Знают правила друзья-значит знаю их и я“» размещена в разделах
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и необходимости их соблюдения в целях безопасности;
Систематизировать знания детей о дорожных знаках и правил перехода через улицу.
Развивающие:
Развивать двигательную активность детей, умение отвечать на вопросы.
Развивать внимание, память, сообразительность
Воспитательные:
Воспитывать у детей дружелюбное отношение друг к другу, умение добиваться поставленной цели;
Воспитывать желание соблюдать ПДД
Возрастная категория: старшая группа детского сада
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: Активизировать и обогащать словарь детей по теме (светофор, тротуар, пешеход, сигнал, способствовать развитию связной речи.
Социально-коммуникативное развитие: Вызвать у детей интерес к соблюдению правил дорожного движения; воспитывать желание помогать друг другу.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать закреплять умение составлять композицию из разных частей
Методы и технологии:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем – подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.
2. Словесные при мы – вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого.
3. Игровые технологии – занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры с правилами.
4. Наглядные приемы – иллюстрации, видеоматериалы,
.5. Художественное слово – стихи,, загадки.
6. Использование музыкального сопровождения.
7. Практические действия детей – разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.
Методы и технологии:
Игровой метод, наглядный метод, практический метод, частично - поисковый метод, словесный метод, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
Конверты с заданиями и сигналами (зеленый, красный и желтый круг) светофора, музыкальные диски;
Письмо от кота Леопольда
Жезл, дорожные знаки, велосипед.
Предварительная работа:
Работа с детьми:
Беседы: «Что такое транспорт?», «Зачем нужны дорожные знаки?», «Мы знако-мимся с улицей», «Наша улица», «Какие бывают машины?», «Мы пешеходы», «Как я шел с мамой в детский сад», «Осторожно, незнакомец», «Если ты гуляешь один», «Правила поведения в общественном транспорте», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Для чего мы должны знать правила дорожного движения».
Игры: настольно-печатная игра: «Законы улиц и дорог», кроссворды по ПДД, сюжетно-ролевая игра: «Автобус», Дидактические игры: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Я шоф р», «Свето-фор», «Собери светофор», «Красный, ж лтый, зел ный», «Что? Где? Откуда?», «Пройди, не ошибись», «Как правильно переходить улицу». Театрализация: обыгрывание
правил поведения пешеходов с помощью разных кукол. Речевые игры: «Говор
знаки», «Виды перекрестков», «Узнай по описанию дорожный знак». Подвижные игры: «Водители», «Тише едешь-дальше будешь», «Воробушки и автомобиль», «Действуй по сигналу!», «Сигналы светофора» и др.
Чтение художественной литературы: Носов Н. «Автомобиль»; Михалков С. «Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Ве-лосипедист»; Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»; Тарутин О. «Для чего нам свето-фор», Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Дугилов А. «Моя улица». Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках. Просмотр мультфильма «Смешарики».
Продуктивная деятельность:
Аппликация: «Пешеходный переход», «Дорожные знаки».
Рисование: «Вот эта улица, вот этот дом!», «Дорожные знаки».
Лепка «Дорожные знаки».
Конструирование из мелкого строительного материала «Моя улица» с дальнейшим обыгрыванием построек.
Слушание музыкальных произведений: Разучивание песен: «Правила дорожного движения», «Частушки о правилах дорожного движения», «Песня про светофор», «Этот мир состоит из пешеходов».
Алгоритм подготовки квеста (для педагога) :
поиск проблемной ситуации - пропажа сигналов светофора; изготовление макета светофора и разрезных сигналов;
поиск сказочного героя кот Леопольд отрицательные герои –мыши
подбор заданий для квест-игры;
распределение заданий по конвертам и их нумерация;
раскладывание конвертов с заданиями, для получения цепочки действий; подготовка оборудования (жезл);
подбор музыкального сопровождения. Ожидаемые результаты:
повышение уровня знаний основ правил дорожного движения дошкольником;
привитие устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города;
сокращение уровня травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий среди детей дошкольного возраста.
Использованные источники:
1 .Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 112 с.
2, Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.
3. Методические рекомендации (в помощь методистам и воспитателям детских садов) Кострома 2000г.
Ход игры:
Эй, ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите
Поздоровайтесь ладошками
Улыбнитесь все немножко.
- Дети, какое у вас настроение?
+Хорошее
(Во время игры детей фоном звучат звуки улицы, моторов машин.
Воспитатель обращает внимание детей на них. Спрашивает, что это за звуки. Выясняют, что это звуки улиц нашего посёлка.)
-Дети, что это за звуки?
+ Звуки улиц нашего поселка.
-Но почему они так шумят? Может что- то случилось?
(Стук в дверь. Пришло письмо.)
-Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его скорей и узнаем в чем дело.
(Письмо читает воспитатель или читающий ребенок.)
«Здравствуйте, ребята. Помогите мне, пожалуйста. Мыши-проказники, опять расшалились. Все знаки сломали, да все перепутали на дорогах. А как же водители будут сегодня ездить на дорогах, ведь они могут попасть в беду. А еще спрятали мой любимый транспорт - велосипед.
Вам придётся постараться. Надеюсь, вы выполните все задания найдете мой велосипед и я снова смогу путешествовать. Найти задания помогут загадки – подсказки.
До встречи. Желаю удачи. Кот Леопольд.»
-Ребята, поможем коту Леопольду в его беде?
-А как нам исправить то, что натворили мыши?
-Может быть в конверте еще, что- то есть?
(Достают маршрутный лист)
-Посмотрите, ребята, мыши оставили нам подсказки, где искать задания.
-Читаем первую подсказку.
Вот стоит на улице
В черном сапоге
Чудо трехглазое
На одной ноге. (Светофор)
- Значит нам надо, что искать?
-Светофор
Дети находят первый конверт с заданием.
(Воспитатель читает)
Я мышонок- баловник!
Я проказничать привык!
Светофор у вас забрал!
Всех шоферов наказал!
Теперь на улице стоят, с места двинутся хотят!
Три вопроса у меня,
Три заветные огня.
Если сможете ответить
Оживут сигналы эти
Все знают, что «красный свет – дороги нет», а на зелёный сигнал светофора можно начинать движение. А вот что делать пешеходу на жёлтый свет?
(На жёлтый сигнал светофора движение запрещено. Нужно дождаться зелёного света) Зелёный свет светофора мигает – наверное, приглашает не робеть и поскорее переходить дорогу.
(Нет. Мигающий зелёный – это предупреждение о том, что через несколько секунд сигнал светофора поменяется. Начинать переход улицы на мигающий зелёный нельзя)
На светофоре зелёный свет – можно идти смело, никаких машин на нашем пути не будет! Так ли это?
(Не совсем. На дорогу, которую мы переходим, могут выезжать машины, делающие с перекрёстка правый или левый поворот. Они ОБЯЗАНЫ дать сигнал о предстоящем манёвре и пропустить пешеходов, но всё равно нужно быть предельно внимательными)
- Посмотрите, ребята, мы правильно ответили на все три вопроса и светофор снова работает.
-Куда же нам двигаться дальше, где искать второй конверт? Посмотрим в наши подсказки.
На дорожном знаке том
Человек идет пешком
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки,
Чтобы мы забот не знали
И за ним вперед шагали.
- Ребята, а где у нас с вами есть пешеходный переход?
-Правильно, на транспортной площадке. Поспешим скорей туда. Там нас ждет новое задание.
(На транспортной площадке дети находят второй конверт с заданием)
- Здесь мыши приготовили для нас игру.
Игра «Передай жезл»
- Сейчас мы с вами встанем в круг, и под музыку будем передавать жезл. Как только музыка перестанет звучать, тот, у кого останется жезл, поднимает его вверх, и отвечает на вопрос о правилах безопасности пешехода или пассажира.
Ну, что, ребята, готовы?
+Готовы!
-Тогда, начнем!
1. Кто идет по тротуару? (пешеход)
2. Где ждут люди транспорт? (на остановке)
3. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (специальной разметкой- «зеброй»)
4. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
5. Почему нельзя появляться перед близко идущим транспортом? (т. к. транспортные средства не могут сразу остановиться)
6. Кто должен первым выйти из автобуса- взрослый или ты? (из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок)
7. Как надо правильно обходить автобус, спереди или ссади? (надо подождать пока он отъедет)
- Мы ответили на все вопросы игры,а какой знак должен стоять если есть зебра?
- Правильно пешеходный переход. Вот еще один знак нам удалось вернуть на свое место.
- Слушаем следующую подсказку, и дружно будем искать третий конверт.
Знаки разные нужны,
Знаки всякие важны
Могут знаки запретить
Могут и предупредить
Информацию, укажут
И помогут и подскажут.
-Дети, как вы думаете, о чем идет речь в следующей подсказке?
-На какие группы делятся знаки?
(Ответы детей)
- Где у нас есть все эти знаки?
+На информационном стенде в коридоре?
(Дети находят большой конверт, в нем разрезанные дорожные знаки и задание)
Мы немножко пошалили и работу усложнили,
Знаки нужно вам собрать и загадки отгадать.
(Дети собирают знаки «Дорожные работы», «Движение запрещено», «Опасный поворот», «Велосипедная дорожка», «Пункт питания».)
Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги –
Берегите свои ноги! (Знак «Дорожные работы»-предупреждающий знак)
Белый круг с каемкой красной-
Значит, ехать не опасно.
Может и висит он зря?
Что вы скажете друзья? (Знак «Движение запрещено» - запрещающий знак)
Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт Крутой… (Знак «Опасный поворот» - предупреждающий знак)
Чудо-конь— велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак! (Велосипедная дорожка – предписывающий знак)
Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку (Пункт питания- знак сервиса)
- Ребята давайте с вами повторим, на какие группы делятся дорожные знаки. К какой группе относится знаки, которые вы собрали?
( Всего существует 8 типов дорожных знаков: запрещающие, предупреждающие, знаки приоритета, предписывающие, особые предписания, информационные, сервисные с дополнительной информацией.)
-Молодцы, ребята!
-Читаем следующую подсказку.
Идите все вместе по этим следам, найдете сюрприз непременно вы там,
Но надо задачи решить и тогда наградою будут два колеса.
(Дети по следам от шин велосипеда находят 4 конверт. Викторина «Запрещается – разрешается» :)
Вопросы «Запрещается – разрешается» :
Кататься на велосипеде без шлема /запрещается;
Кататься на велосипеде во дворе /разрешается;
Кататься на велосипеда по проезжей части /запрещается;
Вести велосипед за руль по пешеходному переходу /разрешается;
Ездить, не держась за руль /запрещается;
Катать на багажнике друга /запрещается;
Ехать на велосипеде и петь песню /запрещается;
Кататься на велосипеде, где установлен знак белого цвета с красной каймой с изображением велосипеда внутри /запрещается;
Кататься на велосипеде, где установлен знак синего цвета с изображением велосипеда внутри /разрешается;
Уважать правила дорожного движения /разрешается
- Ребята, а какие правила мы с вами толь, что повторили?
+Правила езды на велосипеде.
-А как вы думаете, какой сюрприз приготовили для нас мыши?
+Они вернули велосипед кота Леопольда.
- Да, ребята, вот он любимый вид транспорта кота Леопольда. Теперь он опять сможет путешествовать. А вы, ребята, большие молодцы так как не только нашли велосипед кота Леопольда, но еще и повторили правила дорожного движения, ответив на все вопросы и выполнив все задания правильно. Для того, чтобы вы были видны водителям в темное время суток Леопольд приготовил подарки, что это такое?
+ Световозвращающие смайлики или по другому фликеры.
- А сейчас мы с вами под веселую музыку немного отдохнем.
(Флешмоб под песню «Колесики, колесики и красивый руль» группа «Бибика»)