Получи документы

Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников и форма активизации родителей

Ольга Ёлгина
Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников и форма активизации родителей
▼ Скачать + Заказать документы

О. Ю. Ёлгина,

воспитатель,

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Строитель»

Яковлевского городского округа Белгородской области

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы развития познавательной активности дошкольников. Даётся определение и характерные черты познавательной активности детей дошкольного возраста. Также рассматривается эффективность квест-игр как одной из форм развития познавательной активности дошкольников и формы активизации родителей.

Ключевые слова. Квест-игра, познавательная активность, познавательная задача, активизация родителей, семьи дошкольников, дошкольники, дошкольная образовательная организация, детский сад.

Проблемы познавательной активности дошкольников и активизации родителей давно находятся в поле зрения современных педагогов, они занимают одно из центральных мест во многих психолого-педагогических исследованиях.

Понятие познавательной активности разными исследователями трактуются по-разному, одни соотносят активность с деятельностью, другие определяют активность как результат деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

По мнению А. В. Душкевич: «Познавательная активность является многогранным качеством личности, которое определяется в потребности в познании, в готовности к различным видам деятельности, а так же выражается в интенсивном изучении всего нового, окружающего, для последующей творческой реализации полученных знаний и навыков» [2].

Т. Е. Сектяева отмечает, что «Познавательная активность ребёнка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни» [5].

Познавательная активность выступает в качестве одного из ведущих факторов развития личности ребёнка-дошкольника. М. А. Герасимова «формами проявления познавательной активности называет:

– умение видеть и самостоятельно формулировать познавательную задачу;

– умение составлять план, выбирать средства решения задач с использованием надёжных и эффективных приёмов;

– умение достигать результата и понимать необходимость его проверки» [3].

В качестве основных показателей проявления познавательной активности у детей дошкольного возраста можно выделить следующие:

– увлечённость изучением нового материала, сосредоточенность и внимание при его изучении;

– особый интерес к изучаемому материалу, эмоциональное отношение к процессу учения, постоянное стремление к познанию;

– стремление решать задачи разной степени сложности;

– проявление самостоятельности при выборе средств, способов действий, необходимых для достижения результата поставленной цели;

– познавательный характер общения с окружающими взрослыми и родителями.

Проблема активного общения дошкольников с родителями в настоящее время стоит особенно остро, так как высокий уровень занятости последних практически не оставляет времени на общение с детьми вне дома. Большая часть родителей считают, что всесторонним воспитанием детей должны заниматься исключительно дошкольные образовательные организации или дополнительное образование. При этом семьи дошкольников не понимают или не знают, что только при оптимальном взаимодействии детского сада и семьи процесс воспитания ребёнка-дошкольника будет проходить более успешно.

В связи с чем, возникает необходимость поиска эффективных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей дошкольников, при которых будет происходить и активизация родителей и активное развитие познавательной активности дошкольников. Как показывает практика, лучше всего этого достичь можно через организацию совместной со взрослыми игровой деятельности.

В стремительно развивающемся интерактивном обществе дошкольников трудно удивить какими-либо играми, так как у всех есть современные смартфоны и планшеты с доступом в Интернет, на просторах которого находятся миллионы разнообразных виртуальных игр. И некоторым детям становятся не интересны традиционные игры. И в этой ситуации перед дошкольными педагогами стоит непростая задача найти (или придумать) интересные игры или игровые практики.

В последнее время все большую популярность завоёвывают квест-игры, представляющие собой приключенческую игру, на протяжении которой в ходе продвижения по её сюжету участники решают промежуточные задачи для достижения конкретной цели.

А. В. Абахова выделяет следующие задачи, на решение которых направлены квест-игры:

– активизировать интерес к познанию окружающего мира;

– помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;

– создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;

– воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;

– способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;

– стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность [1].

Использование квест-игр в дошкольном образовании должно соответствовать ряду требований:

– простота первой задачи должна обеспечить вовлечение игрока в процесс;

– все предметы, используемые в игре, должны строго соответствовать выбранной тематике и сюжету игры;

– задачи, выбранные для квеста, должны соответствовать возрастной категории игроков, вызывать у них интерес, а не скуку;

– должны быть соблюдены все правила безопасности детей, учтены все риски, а также индивидуальность каждого ребёнка [4].

Главным преимуществом квест-игр является тот факт, что такая форма организации совместной деятельности детей и взрослых ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов всех участников.

Квест-игры также помогают активизировать не только детей, но и родителей. В этих играх задействуется одновременно мышление, интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. В квест-играх нужно постоянно проявлять и внимание, и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность. В процессе таких игр у участников тренируется внимание и память, развивается логическое мышление, аналитические способности, коммуникативные качества. В процессе прохождения игры участники учатся распределять обязанности, договариваться друг с другом, действовать вместе, помогать друг другу. Всё это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. Кроме того, родители становятся активными участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

При использовании квест-игр в качестве формы развития познавательной активности дошкольников и формы активизации родителей необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Доступность: вопросы и задания должны соответствовать уровню развития и возрасту дошкольников.

2. Системность: задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность: задания должны быть не только познавательными, но и интересными, увлекательными.

4. Временная ограниченность: время на выполнение, как отдельных заданий, так и всего квеста полностью, необходимо рассчитать таким образом, чтобы дети не потеряли к нему интерес.

5. Разнообразие видов деятельности: игровая, познавательная, творческая, исследовательская и т. п.

Таким образом, образовательный эффект квест-игр сложно переоценить. Грамотно организованная квест-игра может выступать в качестве одного из эффективных средств развития познавательной активности дошкольников и формы активизации родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абахова, А. В. Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников [Текст] / А. В. Абахова // Молодой учёный. – 2021. – № 14 (356). – С. 113-115

2. Душкевич, А. В. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни, показатели [Текст] / А. В. Душкевич // Вестник магистратуры. – 2021. – № 4-1 (115). – С. 85-88.

3. Герасимова, М. А. Особенности поддержания познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Герасимова // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2019. – № 3. – С. 149-150.

4. Кустова, Е. А. Квест-игра как новая образовательная технология [Текст] / Е. А. Кустова // Молодой учёный. – 2019. – № 10 (248). – С. 52-54.

5. Сектяева, Т. Е. Психологические особенности развития познавательной активности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. Е. Сектяева // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018028239">https://scienceforum.ru/2021/article/2018028239.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников и форма активизации родителей
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 19:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников и форма активизации родителей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ёлгина (УИ 2205792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД