Людмила Швалова
Квест-игра для старшей группы «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной ОД в образовательной области «Познавательное развитие»
Автор: Швалова Людмила Анатольевна,
воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 82»
Тема: КВЕСТ – ИГРА «Как дикие животные готовятся к зиме»
Интеграция ОО: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Квест-игра для старшей группы „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Викторины, интеллектуальные игры
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние квест-игры
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Старшая группа
- Сценарии зимних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2023
Цель: расширение (Систематизация) представлений старших дошкольников о диких животных наших лесов жизни животных в лесу, о причинах изменений в их жизни осенью, их приспособленности к жизни в зимних условиях посредством квест-игры.
Задачи: Образовательные:
Расширять и углублять представления детей о жизни диких животных в лесу; особенностях их внешнего вида и образе жизни, повадках, жилищах.
Содействовать формированию представления у воспитанников о приспособленности диких животных к сезонным изменениям в природе; о причинах изменений в их жизни осенью, их приспособленности к жизни в зимних условиях
уточнять, расширять и активизировать словарь по теме за счет слов: линяют, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы, спасаются;
развивать навыки словообразования относительных прилагательных (брусничное, голубичное, малиновое); упражнять в образовании названий детёнышей животных
Способствовать формированию умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи Развивающие: развивать познавательно – речевую активность детей
развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память и связную речь детей.
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
совершенствовать навыки разговорной речи: формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: цветные-круги (эмблемы, карточка-подсказка к блокам Дьенеша, на которой закодирован прямоугольник красного цвета, большой по размеру, конверты разные по размеру, цвету, следы животных из бумаги, карта, шапочки-ободки осенних листиков, фотоаппарат, искусственные кусты, деревья, иллюстрации с изображением белки, зайца, волка, лисы, ежа, корзинка раскрасками
Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша, беседа «Кто такой лесничий?», чтение «Листопадничек» Рисование различных животных. Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним. Дидактические игры: «Когда это бывает?»; «Чей это дом?», «Кто, чем питается?», «Отгадай, кто это?».
Ход ОД: Перед организованной деятельностью детям на грудь прикрепляются цветные круги, чтобы работать в группах (синие, красные, розовые).
1. Сегодня почтальон принёс в наш детской сад много писем, а какое из этих писем для нашей группы, я не знаю. Но у нас есть подсказка, которая поможет нам найти это письмо. Оно должно выглядеть так (показываю детям карточку подсказку к блокам Дьенеша, на которой закодирован прямоугольник красного цвета, большой по размеру). Дети читают схему. Беру синий конверт. Дети объясняют, почему они не согласны с моим выбором. Найдите на столе наше письмо (дети находят нужный конверт).
Открываем конверт, читаем письмо от лесничего: «Дорогие, ребята, вы знаете, что в это время года дел у меня не мало, поэтому я прошу вас помочь мне». А дальше непонятно, письмо по всей вероятности попало под дождь и картинки размыты. Ребята, попробуйте догадаться сами (на листе по одной детали схемы дикого животного). Дети высказывают свои предположения, называют животных.
-Скажите, как можно назвать этих животных одним словом?
-Почему животных называют дикими?
Зачем же нам лесничий прислал картинки диких животных? О чем он нас хотел попросить? Смотрите, обратной стороны написано: «Ребята, помогите узнать, как дикие животные подготовились к зиме? Может, кому–то из них нужна помощь. Надеюсь, вы мне в этом поможете. Карта прилагается»
-Как мы можем узнать, подготовились ли дикие животные к зиме?
Давайте все вместе отправимся в лес и посмотрим, как животные к зиме готовятся.
Перед этим давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? «Запрещающие знаки» - ?
Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса. Дети надевают на голову ободки-листики. Чтобы собрать доказательства для лесничего, мы возьмем с собой фотоаппарат.
Рассматриваем карту. Определяем направление движения. Обращаю внимание детей на следы, вдоль тропинки. Предлагаю детям узнать, куда ведут эти следы, и кому они принадлежат. Как вы думаете, кто из животных оставил эти следы? Куда приведут следы? Пойдем по ним.
Проходят по следам. Под кустом находят картинку зайца.
.-Ребята, скажите, как заяц готовится к зиме? Как вы думаете, для чего он меняет цвет шерсти? Смена окраски шерсти на другую – покровительственную - называется линькой. Заяц линяет постепенно: сначала белеет хвост, затем ноги. А потом спина и уши. Лишь кончики ушей остаются тёмными. Как проверить, действительно ли зайца белой шерстью трудно заметить на негу? Давайте проведем опыт. Как вы думаете, если серого зайца приложим к иллюстрации, он будет заметен?
Опыт «Как маскируются животные»
Дети берут иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого, прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу. Делают вывод. Животные часто меняют окраску – так, чтобы она слилась с цветом окружающего пейзажа. Это помогает им прятаться от хищников.
Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у заяц не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями и там сооружают себе зимовье. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
-Ребята, кто такие «Листопаднички»? (Зайчата, рожденные оенью)
«Фотографируют» зайца.
Обращаются к карте. Определяют путь движения. По следам белки прыгают до дерева.
Как готовится к зиме белка? (собирают шишки и орехи и хоронят в дуплах, сушат грибочки на суках) демонстрирует иллюстрацию.
Что общего в подготовке к зиме у белки и зайца? (меняют окраску меха)
- В чём разница? (белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от мороза, у зайца – нет) Кроме того, что беличья шерть меняет цвет, она еще становится и более теплой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму.
Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится. Часто белки забывают о закопанных орехах и из них прорастают деревья. Так эти животные помогают сохранять леса. Кроме орехов белки употребляют в пищу семена, плоды, грибы, насекомых.
- Как мы можем ей помочь?
Проводится игра –эстафета «Собери грибы и шишки». Дети делятся на две команды, разбирают шишки и грибы по разным корзинам.
«Фотографируют» белочку на дереве.
Рассматривают карту. По следам идут до дерева под которой иллюстрация медведя.
Как медведь готовится к зиме?
- А медведь запасает корм на зиму? Почему? (он спит зимой)
- Верно, медведь относится к таким животным, которые усиленно питаются, запасают жир, чтобы хватило на всю долгую, снежную зиму.
- Да, медведь страшный сладкоежка. Бывают случаи, что медведи приходят за мёдом на пасеку. Чем ещё питаются косолапые? (ягодами, мышками, грибами)
- А ещё медведь может напасть на лосей, кабанов, оленей и других животных. Он относится к всеядным животным.
- Как называется домик медведя, где он спит зимой? (берлога)
- Осенью медведь готовит себе место, где будет проводить всю зиму. Выстилает углубление под буреломом сухими листьями, мхом и впадает в спячку. Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни. Кто еще из животных впадает в спячку?
Пальчиковая гимнастика
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.
Оби руки идут по столу.
Загибают пальчики, начиная с большего
Игра «Ягоды для медведя»
Дети по цвету эмблем делятся на 3 малых группы. В малых группах наклеивают на банки с липучками ягоды. Поле выполнения задания прошу группы детей назвать, какое варенье у них в банке?
(«Фотографируют» берлогу).
Рассматривают карту. По следам идут до поваленного дерева, где лежат иллюстрации волка и лисы.
Ребята, давайте присядем на поваленное дерево и понаблюдаем за волком и лисой. Как вы думаете, волк и лиса тоже приготовились к зиме?
- Да. Волк и лиса осенью линяют.
- Какая шерсть вырастает у лисы и волка? (Теплая, густая).
- А меняют ли лиса и волк цвет шерсти? Почему?
Правильно. Волк и лиса не меняют зимой цвет потому, что им не от кого прятаться и маскироваться, они сами - хищники. - Ребята, а как называется жилище лисы, волка?
-Ребята, я прочитала, что волки к зиме ообираютя в таи.
Интерактивная игра «Кто у кого?» (на интерактивной доске)
Ребята, посмотрите на карту, куда она нас направляет?
В указанном месте находят корзинку с раскрасками диких животных.
-Нам пора отправляться в детский сад. Снимают ободки-листочки. Музыка.
Ну, вот, ребята, мы в детском саду.
Подведение итогов. Рефлексия.
- : Ребята, как вы думаете, мы выполнили просьбу лесничего? Помогли ему узнать о готовноти животных к зиме? Как помогли? Что мы делали? Если у вас всё получилось и вам было интересно- положите шишку в корзинку с весёлым смайликом, а если было скучно- в другую корзинку, где грустный смайлик.
Я благодарю вас за работу. Нам пора отправляться в группу. Нужно теперь фотографии распечатать и лесничему отправить. Из раскрасок сделаем альбом «Дикие животные».