Валентина Лобанова
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Уралу»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Одной из наиболее актуальных проблем в наше время является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Л. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к свой семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Публикация «Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие по Уралу“» размещена в разделах
Являясь начальным звеном системы образования, детские сады формируют у дошкольников первое представления об окружающем его мире. Для формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников мы используем разнообразные методы и приемы, в том числе инновационные технологии. Одной из таких технологий является квест-игра, которая способствует развитию активной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задача. Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Каждая задача-загадка- это ключ к следующей точке и следующей задаче. Квест - игры можно проводить как в группе, так и на природе, т. е. практически в любой обстановке. Таким образом, квест- игры позволяют в игровой форме развивать у дошкольников активность, творчество, коммуникативные навыки дают возможность экспериментировать, получать и синтезировать новые знания.
Нами была разработана квест – игра «Путешествие по Уралу». Данная игра с помощью задач-загадок приглашает детей в удивительное путешествие по родному краю. Обогащает знания детей о природе Урала, полезных ископаемых, которые находятся в недрах земли, знакомит со сказочными персонажами из произведений Уральских писателей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Создание квеста «Путешествие по Уралу» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свою Родину, постепенное формирование любви к своей Родине и близким.
Возраст : 5-6 лет (Старшая группа).
Цель: Формирование представлений у детей о родном крае, о его природных богатствах.
Задачи: Обучающие: Формировать представление детей о флоре и фауне Урала, уточнить и обобщить, пополнить знания детей о родном крае.
Развивающие: развивать самостоятельность в продуктивной деятельности при реализации замысла поделки, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру детей, любовь и гордость к родному краю, умение видеть прекрасное, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Предварительная работа: Чтение сказов, произведений, стихов поэтов и писателей Урала.
Материал и оборудование: шкатулка, письмо, лист березы, перо, мешочек с камнями, камни-самоцветы, карточки с листьями деревьев, листы бумаги на каждого ребенка, магнитная доска, изделия из камней, загадки о деревьях и птицах, презентация «Богатства Урала».
Используемые технологии в ходе работы: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, технологии исследовательской деятельности, художественной продуктивные технологии.
Квест- игра реализуется через разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Планируемые результаты: Обладает элементарными представлениями и начальными знаниями о природном мире (флоре и фауне) Урала. Проявляет познавательный интерес, любознательность. Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Бережно относится к природе. Проявляет творческую активность, самостоятельность в процессе продуктивной деятельности. Проявляет умение оценивать результат своей деятельности.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель и дети стоят в центре группы.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, и подарим добрые слова и не забудем про улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение и улучшается настроение. Кто хочет начать?
(Дети по очереди говорят друг другу приятные слова, улыбаются).
Воспитатель: Ну что, у вас поднялось настроение? Я очень рада. Надеюсь, оно сохранится у вас на протяжении всего дня.
2. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то оставил для нас красивую шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней?
(Дети открывают шкатулку и находят в ней письмо)
Воспитатель: Ух ты, письмо! Давайте его прочитаем.
(Воспитатель читает письмо)
Воспитатель: «Здравствуйте ребята. Я – Хозяйка Медной горы. Я приглашаю Вас ко мне в гости. А чтобы вы не заблудились и нашли дорогу, я прислала вам подсказки. Надеюсь в пути вы узнаете много интересного о родном крае».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое Родина?
(Ответы детей)
Воспитатель: Все вы правы. Родина – эта земля, где ты родился. Мы с вами живем в самой прекрасной и большой стране на Земле. Кто скажет, как она называется? Правильно, она называется – Россия. Ребята, а как называется то места России, где мы с вами живем? Верно, Урал. Мы с вами живем на среднем Урале, а еще есть южный Урал, северный Урал. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по родному краю и зайдем в гости к Хозяйке Медной горы.
Воспитатель: Ну что, ребята, пойдем в гости к Хозяйке Медной горы?
Дети: Да!
Воспитатель: А что нам может помочь в путешествии?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, карта, компас. Ребята, а что нам прислала Хозяйка Медной Горы? Верно, подсказки.
3 Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим первую подсказку.
(Дети достают листок дерева).
Воспитатель: А кто знает от какого дерева этот лист?
(Дети называют дерево - береза).
Воспитатель: Правильно. А знаете ли вы, какие еще деревья растут в уральских лесах?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Молодцы! Сейчас я буду загадывать вам загадки о деревьях, а вы попробуете их отгадать. Отгадаете правильно – наш волшебный экран покажет это дерево. Будьте внимательны.
( Воспитатель загадывает загадки о деревьях: сосна, дуб, кедр, клен. После ответов детей, картинки деревьев появляются на слайдах).
Воспитатель: Молодцы, все деревья угадали и правильно назвали. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи какой?». У меня на столе лежат, карточки, опавших с разных деревьев, листьев. Нужно будет угадать, с какого они дерева и назвать их ( дает образец: это лист осины – осиновый).
(Дети по очереди подходят к столу, берут карточку, выполняют задание, ставят карточку на магнитную доску).
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. А давайте посмотрим в нашу шкатулку, может там есть еще подсказки.
(Дети смотрят в шкатулку, достают перо).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете чье это перо?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Правильно, это перо птицы. А давайте станем настоящими лесными следопытами и попробуем с помощью перьев птиц и загадок о них, отгадать птиц, живущих в наших Уральских лесах.
(Воспитатель загадывает загадку. После того как дети отгадают, демонстрируется картинка птицы).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Как вы думаете, а что птицам помогает летать?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Верно, летать им помогают крылья и хвост. А еще невидимка – воздух. Давайте сейчас попробуем это доказать, проведя небольшое исследование в нашей мини лаборатории.
(Дети подходят к столам на которых лежат листы бумаги).
Воспитатель: В полете, птица раскрывает крылья и расправляет хвост. Так она опирается на воздух. Возьмите в руки лист бумаги, который лежит у вас на столе. Теперь поднимите лист над головой и отпустите. Как лист падал – быстро или медленно, плавно? Почему?
(Воспитатель выслушивает высказывания, предположения детей : легкий, тонкий, большой. Уточняет).
Воспитатель: Верно, лист опускался медленно, потому что опирался на невидимку – воздух, как и птицы своими крыльями. А теперь скомкайте лист бумаги и вновь попробуйте отпустить его. Что получилось теперь? Как падал лист? Как вы думаете, почему он упал быстро?
(Воспитатель выслушивает высказывания, предположения детей : круглый, тяжелый, маленький. Уточняет).
Воспитатель: Верно, скомканный лист стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю, она складывает крылья и хвост, как веер, а значит, перестает опираться на воздух.
Физкультминутка: Давайте вместе отдохнём. Проведём «Лесную зарядку».
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в нашу шкатулку, может там есть еще подсказка.
(Дети смотрят в шкатулку и достают мешочек).
Воспитатель: Как вы думаете, что там?
(Предположения и ответы детей. Воспитатель достаёт из мешочка, и раскладывает на столе разные камни).
Воспитатель: Посмотрите, как много здесь камней. Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Скажите, а где можно встретить камни?
(Ответы детей).
Воспитатель: Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы. Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями – полезными ископаемыми. А какие полезные ископаемые вы знаете?
(Дети на слайдах рассматривают Уральские горы, полезные ископаемые. Отвечают на вопросы).
Воспитатель: Правильно, а еще в подземных кладовых Уральских гор есть особые красивые камни - самоцветы. Самоцветы – это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, находящие применение в качестве ювелирного и поделочного сырья.
Именно их охраняет и бережёт хозяйка Медной горы.
(Звучит музыка. На волшебном экране появляется Хозяйка Медной горы. Она приветствует детей, благодарит их за то, что они справились со всеми заданиями, и пришли к ней в гости. За это она хочет показать им свои богатства).
Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем, назвать все сокровища Хозяйки Медной горы.
(Дети смотрят презентацию и с помощью воспитателя называют самоцветы).
Воспитатель: Ребята, а что можно сделать из камней – самоцветов?
(Ответы детей).
Правильно, украшения и разные красивые вещи. Человек научился обрабатывать камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка.
(Дети смотрят слайды, рассматривают изделия и украшения из камней: малахит, изумруд, турмалин, золото, топаз).
Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам пройти в мастерскую и самим сделать что-нибудь красивое и необычное, используя пластилин.
(Дети подходят к столам и используя пластилин, проявляют творческую активность и самостоятельность. Оформляется выставка работ).
Воспитатель: Ребята, пока вы трудились, Хозяйка Медной горы оставила вам в подарок –камни-самоцветы (камешки, выкрашенные лаком для ногтей в разные цвета) из своей сокровищницы. (Дети подходят и выбирают себе камни, благодарят Хозяйку Медной горы. Хозяйка Медной горы прощается с ребятами, и благодарит их за труды).
4. Заключительная часть – рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравились вам подарки? Давайте вспомним, о чем мы говорили? Что вам запомнилось больше всего? Какое задание было самым сложным? Что нового вы узнали?
(Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, анализируют свою деятельность.)
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше путешествие. А особенно мне понравилось, что вы были очень внимательными, дружными. Быстро и правильно выполнили все задания. Надеюсь вы узнали новое о природе Урала и еще больше будете гордится своей родиной. Всем спасибо.