Светлана Александровна Бушуева
Квалификационная работа «Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Бушуева Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 412 г. Челябинска"
Часть 3.
Глава 1.
1.3. Методы, средства, механизмы и формы нравственного воспитания детей
В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
- когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
- эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
- поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т. е. реализация нравственных норм и требований.
Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.
Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка.
В современной педагогике существует несколько классификаций методов нравственного воспитания. Рассмотрим наиболее значимые для нас.
Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает следующие методы:
- стимулирование чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);
- формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);
- формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
Классификация Б. Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает нижеперечисленные методы:
- доверительное взаимодействие (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);
- воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку);
- организация и самоорганизация воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования). При этом очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся следующие приемы:
- объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно- последовательных, совместно-распределенных действий;
- обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу задругого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать самому;
- напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;
- разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:
- Художественные средства (художественная литература, народный фольклор, искусство, музыка и т. д.) оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
- Обращение к природе является средством, вызывающим гуманное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания, эмпатии, заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно, является одним из самых важных средств воспитания морали, нравственного воспитания;
- Средства собственной деятельности детей (игровая деятельность, обучение, общение, труд, продуктивная творческая деятельность) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
- Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, сверстники и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка.
Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.
Формы организации нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах:
- организация совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-коммуникативного и нравственного воспитания по решению задач нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками;
- организация самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, формируется механизм нравственного воспитания : (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого, нравственного или безнравственного качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества, от его сложности и от возраста объекта воспитания.
Итак, процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Именно посредством игровой деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, мы сможем достигать решения различных педагогических задач по всем направлениям развития и воспитания детей дошкольного возраста, в том числе в процессе нравственного воспитания детей раннего возраста.