Гуденко Анжелика
Курсовая работа «Игры в воспитании детей-дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВА
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Исторические предпосылки возникновения игры
Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Темочки
По Фребелю, детская игра - «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». Игра - мостик от внутреннего мира к природе. Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы [16 ].
Определенные этапы развития обусловили негативное отношение к игре и сделали почти невозможной направленность теоретической мысли на исследование этой деятельности. Но с последней трети XIX века интерес к игровой деятельности появляется вновь, появляются первые научные теории игры. Игра начинает рассматриваться как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а так же как один из способов формирования способности к обучению и воспитания чувства ответственности за свои поступки и за свою группу.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце ХIХ века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни [12].
Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге - песнях, танцах, фольклоре.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
С начала XX века интерес к изучению игры возникает с новой силой. Ряд исследователей (У. Макдауголл, Г. Мерфи, Ф. Я. Бентендейх) выдвинули тезис, что игра – это «некий социальный инстинкт», присущий каждому человеку. Большой популярностью до сих пор пользуется теория «игра как самовыражение» (Ж. Пиаже). Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А. С. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть». [21].
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний ребёнком, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.
Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств.
В последние годы в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Может быть, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.
1.2. Игра как средство воспитания.
Игре отводится особая роль в жизни ребенка и это неоспоримая истина. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания, осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей.
Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, рассматривая игру как средство воспитания.
В отличие от других видов деятельности, игра содержит цель в самой себе. Посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр (от забав до сюжетно-ролевых, творческих) на определенном этапе появляется цель.
Цели не являются постоянными. Н. К. Крупская [18] указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. Главная задача обучения - подготовка детей к жизни. А в период ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра, как справедливо утверждает Д. Брунер, является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем. И действительно, игра помогает активизировать детей в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество. Естественно, чаще всего игры используются при учете знаний. Также ценность игры заключается и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплочение детей, формирование товарищеских отношений между детьми.
Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, верно организованная игра, способствует формированию психологических свойств личности ребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства коллективизма, товарищества [21] .
В педагогической литературе есть разные виды игр, и любая имеет свою характеристику и классификацию. Более необходимыми играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные. Любая игра обязана быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер. Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее принципиальное значение в жизни ребёнка, формирование его личных свойств в развитии и воспитании, а также имеющее свои особенности в организации и использовании в учебно-воспитательной работе [28].
1.3. Характеристика основных видов игр
Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо.
Классификация игр предложенная О. С. Газманом
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, игры-забавы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они- в нормах поведения воспроизводимых героев. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О. С. Газмана [10].
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое -через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия -усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.
Игры- предположения. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).
Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы. В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.
В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета- темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть- сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, тематические утренники, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
Среди сюжетно - ролевых игр можно выделить несколько видов:
Игры драматизации - подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие от спектакля.
В этом виде следует выделить игры – импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации. В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры - это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.
Игры на преодоление этапов - определяются этапы («пункты», «станции»). На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т. п. характера.
Определяется число этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, отгадать загадку, преодолеть препятствие и т. д., в зависимости от тематики и задач игры. Игры проводятся чаще всего в виде соревнований между командами.
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика детей [4].
Целью диагностики являлось изучение отношения детей к игре и выявление их активности. Приняли участие 10 человек. Результаты отображены в листе наблюдения и диаграмме.
Лист наблюдения игровой деятельности
результатов диагностики стартового контроля
№ Ф. И. ребёнка Компоненты игры Общее количество баллов Средний балл Уровень
комбинирует эпизоды из сказок и из реальной жизни передаёт характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движение, мимика, жесты, интонация) играет с игрушками, предметами- заменителями, воображаемыми предметами выполняет правила в соответствии со взятой на себя ролью взаимодействует в игре с взрослыми и 1
сверстниками
1. Алексей К. II II II I I 8 1,6 II
2. Михаил К. II II II I II 9 1,8 II
3. Ярослав С. II III II II I 10 2 II
4. Милана Ц. I II I I I 6 1,2 I
5. Михаил Д. II III II II II 11 2,2 II
6. Денис С. II II II I II 9 1,8 II
7. Тимур П. III III II II II 12 2,4 III
8. Сергей С. III II II II II 11 2,2 II
9. Кирилл Г. II II II II II 10 2 II
10. Стефания Л. I II II II II 9 1,8 II
I уровень: 1 ребенок – 10 %,
II уровень: 8 детей – 80%,
III уровень: 1 ребенок – 10%
Лист наблюдения игровой деятельности
результатов диагностики итогового контроля
№ Ф. И. ребёнка Компоненты игры
Общее количество баллов Средний балл Уровень
комбинирует эпизоды из сказок и из реальной жизни передаёт характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движение, мимика, жесты, интонация) играет с игрушками, предметами- заменителями, воображаемыми предметами выполняет правила в соответствии со взятой на себя ролью взаимодействует в игре с взрослыми и 1
сверстниками
1. Алексей К. III III III II II 13 2.6 III
2. Михаил К. II III III II III 13 2.6 III
3. Ярослав С. III III III III III 15 3 III
4. Милана Ц. III III III III III 15 3 III
5. Михаил Д. III III III III III 15 3 III
6. Денис С. III III III II III 14 2.8 III
7. Тимур П. III III III III III 15 3 III
8. Сергей С. III III III III III 15 3 III
9. Кирилл Г. III III III III III 15 3 III
10. Стефания Л. II III III II II 12 2.4 II
I уровень: 0 детей – 0%,
II уровень: 1 ребенок – 10 %,
III уровень: 9 детей –90 %
В полном объёме 83,4% детей
Диаграмма игровой деятельности
2.2. Планирование игровой деятельности в воспитательной работе
Игровая деятельность должна быть на протяжении всего учебного года, идти параллельно с учебной деятельностью. Она может проявляться: в физических минутках и динамических паузах на занятиях, при проведении утреннего круга и т. д. Педагог должен планировать учебную деятельность и не забывать про игровую, поскольку она помогает заинтересовать детей на выполнение различных заданий. Дошкольники быстро устают, а игра снимает утомление у детей, помогает им расслабиться, отдохнуть и вновь обрести силы для дальнейшей работы. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
При планировании игровой деятельности необходимо учитывать следующие условия:
- возраст детей;
-обеспечить безопасность детей в период двигательной и игровой деятельности;
- соблюдать особый санитарно-гигиенический режим в помещениях;
- поддерживать эмоционально благоприятную обстановку;
-организовать сопровождение педагогического взаимодействия с детьми.
- распределить по дням недели виды игр.
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
При организации совместной образовательной деятельности игра
используется как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т. д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте — использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня занятия (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т. д.) проведении организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам. Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.
2.3. Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста
Игра выполнит свои функции при нескольких условиях:
- Участие в игре - добровольное, по желанию.
- Для игры предназначено специальное место.
- Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
- Правила должны быть предельно простыми.
- Сюжет - хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.
- Предлагая игру, педагог должен подойти к детям с разным темпераментом, физическими данными.
- Поощрять стремление детей играть самостоятельно.
Роль игр в воспитании дошкольников
-Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
- Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
- Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
- Снижение зрительного напряжения.
- Переключение внимания, профилактика утомления.
- Перед тем как выбрать определенную игру, необходимо поставить конкретную педагогическую задачу.
Эффективность проведения игры зависит от решения таких организационных факторов, как:
- Умение доходчиво и интересно объяснить игру.
- Размещение игроков во время проведения игры.
- Определение ведущих.
- распределение на команды.
- определение помощников.
- руководства процессом игры.
- дозирование нагрузки в игре.
- Логическое окончание игры.
В первую половину дня рекомендуется организация дидактических (5-6, подвижных (2-3) игр, строительно- конструктивной и сюжетно - ролевых игр (для знакомых детям игр – вносится стимулирующее сюжет оборудование, в менее освоенную включается воспитатель). Во вторую половину дня может добавляться театрализованная игра.
Выбор тематики сюжетно - ролевых игр зависит от игрового опыта детей, широты их знакомства с окружающим. В младших группах лучше организовывать игры на бытовые сюжеты, хорошо знакомые детям: «Семья», «Магазин», «Больница». В последующих возрастных группах может сохраняться подобная тематика, однако необходимо расширять сюжет и содержание - включать в игры дополнительных персонажей и связанные с ними обстоятельства (в семье - приезд гостей, введение ролей бабушки, дедушки и т. п. ; в магазине - открытие новых отделов; в больнице - появление врачей–специалистов, например, хирурга, отоларинголога, окулиста и т. д.).
Выбор строительно-конструктивной игры определяется конструктивными умениями, полученными детьми на занятиях по конструированию, наличием в группе строительных материалов и конструкторов, мелких игрушек для обстраивания и украшения готовых построек. Предварительно необходимо уточнить, могут ли деть строить по рисунку, по схеме; в этом случае можно использовать внесение схемы как стимул для строительной игры.
Выбор театрализованной игры определяется уровнем развития исполнительских навыков детей, знакомством с литературными произведениями. Лучше брать такие произведения, в которых небольшое количество персонажей, несложные диалоги, насыщенное действие, ярко выраженная нравственная ситуация. Произведения должны быть хорошо известны детям - и в плане последовательности событий, и в плане знания текста.
В выборе дидактических игр исходят из следующего: игры не должны дублировать вид занятий (если в этот день у детей математическое занятие, дидактические игры математического содержания исключаются); хорошо, если в перечень включаются музыкально – дидактические игры, игры – забавы. Задачи игр должны быть посильны в решении детям; из всего перечня игр 3-4 игры берутся хорошо знакомые детям и предлагаются для самостоятельной деятельности, вносятся 1-2 новые игры, в руководстве которыми принимает непосредственное участие воспитатель.
Подбор подвижных игр определяется подобным образом: новые игры не используются, как новая предстает перед детьми подвижная игра, недавно разученная на физкультурном занятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Игровой метод включения дошкольника в деятельность предполагает личностный подход. Игра- не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов.
Считаю, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В случае выполнения нескольких факторов игра несет в себе огромный воспитательный потенциал. Педагог должен знать уровень сформированности коммуникативных навыков у детей, уметь правильно мотивировать детей на игру, иметь в арсенале и активно использовать игры на развитие разных качеств личности, в соответствии с конкретной задачей.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач.