Алена Даутбаева
Курсовая работа по дошкольному образованию. 3 курс
▼ Скачать + Заказать документы
Курсовая работа по дошкольному образованию. 3 курс
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ…. 3
§1. Сущность понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и «физическая куль-тура».…8
§2. Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни сред-ствами физической культуры у детей старшего дошкольного возраста. …15
§3. Способы формирования представлений о здоровом образе жизни….20
§4. Диагностика формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста…. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 22
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Темочки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 24
ПРИЛОЖЕНИЯ…
§3. Способы формирования представлений о здоровом образе жизни
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровье детей. В Федеральном государственном образова-тельном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из прио-ритетных задач считается охрана и усиление физического и психического здо-ровья детей, а также их эмоционального благополучия [21]. Согласно закону РФ «Об образовании в РФ» (273-ФЗ РФ, 29 декабря 2012 г., дошкольное обра-зование направлено на формирование общей культуры, 24 развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [15]. При формировании представлений об основах здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста пе-дагоги используют различные методы, формы, средства в построении образова-тельно-воспитательного процесса. Главными формами работы считаются заня-тия, досуги, режимные моменты, спортивные состязания и праздничные дни.
Для формирования основ ЗОЖ используют наглядные, словесные и прак-тические методы. Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки, плакаты. Непосредственное восприятие объектов, яв-лений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприя-тия и мыслительной деятельности. Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование основ ЗОЖ.
Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность де-тей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровитель-ных процедур, способствует формированию правильной самооценки дошколь-ников и закреплению правильных представлений об основах ЗОЖ [19].
Словесные методы включают в себя рассказы педагога, беседы, объясне-ния, методы проблемного обучения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений об основах ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы долж-ны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем. Объяснения проводят с целью разъяснения влияния раз-личных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимо-связи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем, так как дошкольни-ки часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.
Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, по-становка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самосто-ятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных реше-ний. Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными [17].
Для формирования основ здорового образа жизни дошкольников необхо-димы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физиче-ского воспитания. Для этого ежедневно в детском саду проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у де-тей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гим-настика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровожда-ются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их пред-ставления о здоровом образе жизни» [17].
Кроме повседневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста ведутся особые физкультурные занятия. Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Данная форма работы считается основной для развития пра-вильных двигательных умений и навыков, формирует подходящие условия це-лью освоения единых положений и закономерностей при исполнении физиче-ских упражнений, способствует формированию разносторонних возможностей детей. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой.
При проведении занятий со старшими дошкольниками используются и различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой педа-гогический потенциал, способствуют накоплению знаний о здоровом образе жизни. Так в рамках основной программы используются презентации на такие темы как: «Я и мой организм», «Правила безопасного поведения», «Съедобное-несъедобное», «Вредные и полезные продукты», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» и многое другое. Презентация сочетает в себе динамику, звук, кра-сочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на за-нятиях логично, научно, с использованием видео фрагментов, иллюстраций, аудио записей и т. д. Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость [20].
В процессе формирования основ ЗОЖ рекомендуется использовать ком-плекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания [45].
Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составля-ющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в путешествие по осеннему лесу. «Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами, начался дождь (бег с открытыми зонтами, перепрыгиваем лужи (прыжки с открытыми зонтами, ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед, наклоны в сторону на каждый шаг)» [23].
Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми. Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растя-гивании [23].
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умело-сти, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию [23].
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыраже-ния. Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностно-го отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объ-единенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры (имитация задувания свеч, согревания озябших на морозе рук и т. д.) [23].
Немало важную роль играет личность педагога: он должен быть искрен-ним, эмоционально открытым, артистическим, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, осуществлять творческий под-ход к детям. От педагога в большей степени зависит эмоциональный настрой на занятии.
Большое значение для формирования основ здорового образа жизни до-школьников оказывают подвижные игры. Ведутся они в группах, на специаль-ных занятиях, в период прогулок и в переходные интервалы между занятиями. Подвижные игры непременно вводятся и в музыкальные занятия. Процесс раз-вития взглядов дошкольников о здоровом образе жизни непосредственно со-пряжен с воспитанием у них любви к чистоте, аккуратности и порядку [24].
Дидактическая игра – одно из средств, содействующих развитию основ здорового образа жизни у старших дошкольников. [22].
Дидактическая игра – это разностороннее, непростое педагогическое яв-ление, она считается и игровым методом обучения, и независимой игровой дея-тельностью, и средством многостороннего обучения личности ребенка. В игре развиваются все без исключения стороны личности детей, происходят суще-ственные перемены в нервной системе.
В играх дошкольники воссоздают всё то, что они наблюдают вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игровой деятельности развиваются много-численные позитивные качества ребенка, заинтересованность и подготовлен-ность к грядущему учению, формируются познавательные способности. Дидак-тическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в иг-ровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр, как средства формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании основ здорового образа жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Свое-временное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме [22].
Художественная литература – важный способ влияния на детей. По этой причине, помимо бесед и рассматривания картинок и иллюстраций воспитатели обширно применяют художественную литературу. Диалог уже после прочтен-ной книги углубляет ее воспитательское влияние [10].
Важную роль занимают кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т. д. При проведении работы используют пози-тивную оценку, похвалу, вознаграждение. Установлено: одобрение стимулирует, а сердитое слово, наоборот, огорчает.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно продуктивно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка [4].
Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важ-ную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к основам ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети- роди-тели-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возмож-ностей и интересов каждого, его прав и обязанностей [4].
Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми [4].
Таким образом, процесс формирования здорового образа жизни дошколь-ников связан с подвижным образом жизни, с формированием привычки к чи-стоте, соблюдению гигиенических требований, представлениями об окружаю-щей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового об-раза жизни осуществляется в процессе режимных моментов, занятий, прогулки, в трудовой деятельности, в игре.
ВЫВОДЫ
Процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воз-действии на здоровье человека.
Рассмотрены сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», изучены задачи, содержание и формы организации работы ДОУ по формирова-нию ЗОЖ у дошкольников. Задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понима-ния ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основ-ное направление работы ДОУ по формированию ЗОЖ у детей. Реализация ра-боты по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осу-ществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Опытно-экспериментальная работа состояла из исследовательского экс-перимента. На этом этапе шло ознакомление с объектом исследования, изуча-лись взгляды и подходы к проблеме валеологического воспитания старших до-школьников, изложенных в психолого-педагогической литературе, выявлялась сущность подхода к организации процесса гигиенического воспитания, уточня-лись педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процес-са. На этом этапе обдумывался план опытно-экспериментальной работы, и шла подборка методик оценки уровней сформированности представлений о здоро-вом образе жизни у старших дошкольников.
По результатам эксперимента выявилось, что у большинства детей низкий и средний уровни сформированности здорового образа жизни.
Итак, опрос детей показал, что у детей старшей группы не сформировано отношение к своему здоровью как к ценности, понимание того, что здоровье нужно не только беречь, но и укреплять, избавляться от вредных привычек, и подружиться с полезными привычками. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы.