Сидорова Елена
Культурные практики обучающихся как технология образования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это время, когда " взращиваются" основные моральные ценности и этическое поведение. Но как же найти тот подход, где ребёнок сможет не зависимо от других проявить инициативу, реализовать собственные идеи, при этом соблюдая определённые нормы и правила поведения?
В дошкольном образовании выделяют особое место культуре, традиция, общечеловеческим ценностям. Всё это является важной частью нравственного воспитания. Какие условия для этого необходимы? Детский сад - это место где ребёнок начинает социализироваться, учиться общаться. И здесь многое зависит от профессиональный позиции воспитателя, а именно от способов взаимодействия с детьми. Окружив воспитанников теплом, заботой и пониманием, воспитатель становится образцом для подражания. Такая благоприятная атмосфера является особенностью духовно-нравственного воспитания в детском саду. Благодаря сотрудничеству взрослого и ребёнка начинают складываться культурные практики.
Культурные практики - это организация деятельности взрослых и детей, направленная на проявление детьми самостоятельных активных действий и проб. Ежедневно дошкольник приходя в детский сад обогащает свой практический опыт. Участвуя в различных видах деятельности, он проявляет самостоятельность, активность, инициативность. Детский интерес, наличие вопросов об окружающем мире, событиях, художественная литературе, помогает педагогу определить тематику культурных практик.
Проанализировав образовательный процесс в ДОО во второй младшей группе, я выделила следующие реализуемые культурные практики.
Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций, копируя деятельность взрослых: «В столовой»», «Кафе», «Салон красоты» и т. д.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта - носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие игры,позволяют понять детям назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться предметами как орудиями труда.
Занятия продуктивной деятельностью имеют игровую форму проведения. Они помогают нашим детям социализироваться. Учат детей усидчивости,логичности в последовательности ряда действий.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Познавательно-исследовательская деятельность во всех её проявлениях. («Игры с песком,изучение его свойств», «Опыты со снегом»).
Коммуникативная практика - ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта - носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Восприятие художественной литературы и восприятие музыки и музицирование - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение педагога с воспитанниками на литературном или музыкальном материале.
Двигательная активность - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения и отдыха. (Игры с мячом, эстафеты и т. д.)
Прогулки в детском саду – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Прогулка позволяет ребятам продолжать развиваться.
Таким образом, культурные практики включают в себя обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, а также готовность и способность ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.