Людмила Антропова
Сценарий культурно-просветительского маршрута для детей подготовительной группы «Цветок мира»
Тема: Гражданственность
Аннотация.
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста- это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Публикация «Сценарий культурно-просветительского маршрута для детей подготовительной группы „Цветок мира“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2018
Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
В рамках ФГОС ДО детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие».
Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2. Социальную солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Данное занятие направлено на формирование гражданственности в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т. е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате воспитания и самовоспитания. Востребованность занятия связана с тем, что важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.
Тема: Цветок мира
Интеграция образовательных областей: познание, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое.
Цель актуальная: приобщение к базовой национальной ценности- гражданственности.
Образовательные задачи:
Обучающая: уточнить понятие гражданин, способствовать формированию у детей элементарных представлений о родном крае формирование элементарных знаний о правах человека;
Развивающая: развитие интереса к русским традициям и промыслам;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Оборудование: ноутбук
Материалы и средства: Символика (флаг и герб России, презентация “Конвенция о правах ребенка”, лист ватмана, клей, разноцветные лепестки, две куклы в национальных костюмах, разрезные картинки для игры «Собери узор»,
Зрительный ряд: картины Шишкина И. И. «Утро в сосновом бору» (1889, «Рожь» (1877,
Литературный ряд: сказки «Заячья избушка», «Маша и медведь», «Гуси лебеди».
Пословицы;
«Жить, Родине служить»,
«На чужой стороне - и весна не красна»,
«Жизнь дана на добрые дела»,
«Своя земля и в горсти мила»
Музыкальный ряд: Чайковский Пётр Ильич балет "Щелкунчик" Марш, татарская пляска, фонограмма песни «Должны смеяться дети» музыка Юрия Чичкова, слова Михаила Пляцковского.
Игровая ситуация или игровой прием: Сегодня я предлагаю вам отправиться в очень интересное и познавательное путешествие, в ходе которого узнаете много интересного. Путешествие наше будет очень познавательным, на каждом этапе вас ждут интересные задания. Дидактическая игра «собери узор».
Словарная работа: гражданин, гражданственность, закон, право, многонациональный.
Предварительная работа с воспитанниками:
-чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”;
-подготовка необходимого дидактического материала (карточек с узорами, иллюстраций по сказкам).
- рассматривание книги «Выставочные залы. Третьяковская галерея»
Взаимодействие с родителями: беседы, консультации «Права и обязанности»
Организация образовательного пространства культурно-просветительского маршрута: игровое пространство, пространство для творчества
Предполагаемый результат: закрепление понятие гражданин, элементарных представлений о родном крае, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Методическое обоснование занятия:
Методы: словесные – беседа, объяснение, рассказ;
Наглядные - просмотр презентации, рассматривание картин И. И. Шишкина, Практические – выполнение коллективной творческой работы.
Приемы: составные картинки.
Средства - фотографии, картины;
Пед, прием: игровые ситуации – в начале основной части: презентация, дидактическая игра и динамическая пауза, беседы, игра, игровые и проблемные ситуации на каждом этапе.
Сценарий культурно-просветительского маршрута
Для детей подготовительной группы
«Цветок мира»
Ход занятия.
I Орг. Мотивационный этап
Ведущий: Дети стоят в кругу, взявшись за руки, читают стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Ведущий: Сегодня я предлагаю вам отправиться в очень интересное и познавательное путешествие, в ходе которого узнаете много интересного. Путешествие наше будет очень познавательным, на каждом этапе вас ждут интересные задания, за правильные ответы вы будете получать лепесток от волшебного цветка, который в конце нашего путешествия вы соберете полностью, если правильно выполните задания. Нужно постараться в конце вас ждет сюрприз! Вы готовы!
1 этап «Гражданин»
Сегодня вы узнаете о том, что такое гражданственность.
Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – какое? (Россия). Давайте вместе повторим это слово - «Россия»!
А мы с вами, народ, проживающий в России – как нас можно назвать? (россияне!
У нашей страны есть свой герб и флаг – отличительные знаки от других стран (показать).
- А еще нас называют «гражданами» страны. Конечно же вы слышали это слово. Объясните, кто такой «гражданин»? (ответы детей)
Гражданин - человек, который родился и вырос в определённом государстве, который любит свою страну, свой народ, знает ее историю, обычаи, традиции, отстаивает свои права, если придётся - он встанет на её защиту ради Мира, ради счастья своих детей и своего народа.
Быть хорошим гражданином, это значит помогать сделать лучше дом, в котором живешь, детский сад в который ходишь, город в котором живешь, а значит и свою страну.
Ведущий: - Что как граждане можете делать вы?
(Убирать за собой игрушки, помогать старшим, заботиться о младших, убирать мусор на улице, не рвать цветы, книги, не драться, не портить мебель и игрушки) Молодцы! Продолжаем
Русские люди любили и любят свою Родину. Они храбро защищали ее от врагов. Они сложили много пословиц, песен, стихов.
«Жить, Родине служить»
«На чужой стороне и весна не красна»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Своя земля и в горсти мила»
«Земля, на которой родился золотая»
Мы с вами назвали пословицы о Родине.
II этап. Основная часть
2 этап Закон и правопорядок
Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.
Задачи: способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок; способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.
Ведущий: Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? “Конвенция о правах ребенка”. Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.
- Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация
За каждый ответ дети получают лепесток
1 слайд - Конвенция прав ребенка
Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.
Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной?
Тогда отправляемся. Внимание на экран.
2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”
- Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.
3 слайд - Скажите ребята, что произошло с Красной Шапочкой? (Ответы детей)
А какое право нарушил волк? (Ответы детей)
4 слайд – Право на жизнь.
А сейчас, снова внимание.
5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:
. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. ”
- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.
О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)
Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
7 слайд - Право на имя.
Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.
У вас всех очень красивые имена.
Воспитатель: какая сказка изображена здесь? (ответы детей “Заюшкина избушка”)
8 слайд – иллюстрация к сказке
О ком и о чем эта сказка?
Какое право нарушила лиса? (Ответы детей)
Правильно ребята, каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель. Ребята, приглашаю поиграть.
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
- Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)
10 слайд – Это сказка “Три поросёнка”
Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.
- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?
Например:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Проводится подвижная игра “Три поросенка”.
Дети:
Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.
Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!
Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.
Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.
- Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).
Проходите и снова внимание.
11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки.. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.
Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)
- У Снегурочки появилась семья.
О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
Правильно право иметь семью
Ведущий. А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
- О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)
13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.
Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)
14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.
Ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке.
15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.
Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.
16 слайд - “Маша и медведь”.
Какое право нарушил Медведь в этой сказке?
17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Воспитатель. Медведь нарушил права Маши.
Снова прошу вашего внимания.
19 – на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик”
“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу.
Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)
20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.
Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).
Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).
Воспитатель. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).
Совсем скоро и вы отправитесь в школу.
3 этап. Поликультурный мир.
Цель: способствовать формированию у детей элементарных представлений о родном крае, его природе, искусстве, литературе, традициях своего народа.
Задачи: формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям; воспитание детей в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.
Ведущий: Ребята, мы живем в многонациональном государстве. Россия - родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии.
Вы уже знакомы с песнями и сказками, национальными костюмами, с произведениями художественной культуры. Отраженных в искусстве художественно - выразительными средствами музыки, живописи, литературы.
Следующее задание - перед вами карточки с изображением фрагментов картин русского художника Шишкина Ивана Ивановича, вы должны правильно их собрать обратно. Итак, начнем!
(Дети складывают картины «Утро в сосновом бору» и «Рожь»)
Чайковский Пётр Ильич балет "Щелкунчик" Марш
Молодцы!
Ведущий: А сейчас вы разделитесь на две команды, каждая команда должна быстро одеть свою куклу в национальный костюм. Каждый игрок по очереди подбегает к столу и выбирает элемент костюма.
(Две куклы в национальных костюмах-русский и татарский)
Музыка, татарская пляска
Ведущий: Богата земля русская умельцами. Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете русские народные росписи.
(Дидактическая игра «Составь узор»)
Молодцы!
4 этап. Свобода вероисповедания
Цель: формирование толерантности, чувства уважения к людям разных национальностей, их традициям.
Задачи: Воспитание толерантного отношения к религии нерелигиозному мировоззрению, подчеркнуть важность хороших отношений с другими людьми
Ведущая: Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Ребята, мы постоянно находимся в кругу людей, иногда знакомимся с новыми людьми, кто-то может нам нравится, а кто-то нет – мы должны жить в мире с ними. В мире много различных культур, у каждой культуры своя национальная еда и костюмы, своя религия. Но, несмотря на внешние различия, эти люди также как и мы любят смотреть телевизор, играют в футбол, учатся и работают. Мир един и каждый человек должен быть любим.
(Показывает фотографии детей мира)
Ведущий: итак, вы выполнили все задания и собрали все лепестки, давайте сейчас все вместе сделаем цветок мира.
(Дети проходят к столам, где приготовлены, клей, лист ватмана)
Музыка: «Должны смеяться дети»
III Подведение итогов
5 этап.
Детям предлагается встать в круг и взяться за руки.
Я, ты, он, она –
Вместе целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я».
Большеглазых, озорных,
Черных рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
Ведущий: Ребята, что вы запомнили?
(Быть хорошим гражданином, значит любить свою Родину, город, где родились и выросли).
А сейчас я приглашаю вас на чаепитие!
Литература.
1. Доронова Т. Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М. : Просвещение, 2006.
2. Нищева Н. И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014.
3. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.
4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 13.10.2016)
5. Шорыгина Т. А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.