Анастасия Бабушкина
Культурная практика «Музыкально-театральная и литературная гостиная», как средство духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Здравствуйте уважаемые коллеги, музыкальный руководитель Бабушкина Анастасия Богдановна, МАДОУ № 2 «Звездочка» город Мыски. Приятно видеть вас, тема моего выступления «Культурная практика «Музыкально-театральная и литературная гостиная», как средство духовно-нравственного воспитания».
Публикация «Культурная практика „Музыкально-театральная и литературная гостиная“, как средство духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Как говорил советский педагог Василий Александрович Сухомлинский «Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. А благодаря сказки ребенок познаёт мир не только умом, но и сердцем».
Слайд 2
Не секрет, что многим детям родители мало читают, дошкольники не всегда знакомы с персонажами и героями сказок. Хочу показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы духовно-нравственного воспитания ребенка. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры. Я как музыкальный руководитель имею возможность преподнести сказку не только как устное творчество, но и через музыкальную деятельность.
Слайд 3
Хочу с вами поделиться своим опытом. Рассказать, как я реализую культурную практику «Музыкально-театральную и литературную гостиную». И поделиться своими идеями. В начале, мы в нашем детском саду рассмотрели теоретические подходы разных авторов в определении культурных практик. Таких как:
Крыловой Наты Борисовны
Коротковой Надежды Александровны
Масловской Светланы Викторовны
Для себя взяли за основу формы культурных практик которые сформулировала Ната Борисовна Крылова. Предлагаю вашему вниманию слайд на котором, представлены формы культурных практик. Всего их семь. В своей работе я активно применяю такую культурную практику как «Музыкально-театральная и литературная гостиная».
Слайд 4
Вот что говорила Ната Борисовна Крылова о культурной практике «Музыкально-театральная и литературная гостиная». Это — форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Слайд 5
Вникнув в формулировку Наты Борисовны Крыловой, как она представляла для себя культурную практику «Музыкально-театральная и литературная гостиная». Я сформулировала для себя задачи.
1. Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, пауза, высота, динамика, акценты, настроение – интонационная окраска.
2. Сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка : добрую, сердитую, злую; различать смену настроений, образов в одной сказке.
3. Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждая их сочинять «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различение и смены интонаций.
4. Развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, инсценировать сказку.
Слайд 6
На следующем слайде предлагаю вашему вниманию этапы реализации моей деятельности в данной культурной практике. Эти этапы появились из выше представленных задач.
Для себя я их обозначила так:
1. Мы слушаем
2. Мы поём и сочиняем
3. Мы играем на музыкальных инструментах
4. Мы танцуем
5. Мы играем в театр
6. Мы дарим
Эти этапы не статичны, они могут меняться местами.
Слайд 7
Как мы реализовывали эти этапы, покажу вам на примере сказке «Колобок». На первом этапе «Мы слушаем», с воспитанниками прослушивали сказку, и обсуждали. Здесь же с детьми придумывали свою концовку сказки, либо придумывали сказку на новый лад. В прошлом году в рамках областной профилактической операции «Каникулы» мы с детьми придумали сказку на новый лад «Колобок и Светофор», затем её театрализировали.
Здесь же на этом этапе… я предлагаю детям определять на слух появление персонажей сказки с помощью фортепиано. Например: Заяц – стаккато, легкая, быстрая мелодия в верхнем регистре; волк – устрашающая, грозная мелодия в среднем регистре, имитация «клацанья» зубов; медведь – мелодия в нижнем регистре, неспешная, протяжная, слегка неуклюжая, имитирующая походку большого косолапого мишки; лиса – протяжная, напевная и плавная мелодия в среднем регистре, имитирующая хитрость и осторожность лисы.
Так же использую музыкально-дидактические игры.
Слайд 8
На этапе «Мы поём и сочиняем» детям предлагала спеть песню Колобка на придуманную ими мелодию. Также предлагала придумать короткую песенку для остальных персонажей сказки.
Слайд 9
«Мы играем на музыкальных инструментах» на этом этапе дети играли на разных музыкальных инструментах. Вначале мы прослушали как звучит музыкальный инструмент, затем обсудили и выбрали каждому персонажу по инструменту, который наиболее точно их характеризует по мнению детей. Например: колобок – шарманка, заяц - кастаньеты, волк - трещётка, медведь- барабан, лиса – бубен. Затем обыграли сказку «Колобок» с музыкальными инструментами. Я была в роли рассказчицы, а дети сказочных героев показывали с помощью музыкальных инструментов.
Слайд 10
«Мы танцуем» на этом этапе мы с детьми обыгрывали персонажей сказки при помощь музыкально-ритмических движений. Например: Заяц –прыжки вверх (пружинка, волк – танец в присядку, медведь - полочка руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На левой руке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и наоборот, лиса - полочка с ямочкой (Руки «полочкой», указательный палец правой руки делает «ямочку» на одноименной щеке). И аналогично предыдущему этапу сказочница (может быть и ребёнок) рассказывала сказку, а ребята ритмическими движениями обыгрывали своих героев.
Слайд 11
«Мы играем в театр» - на этом этапе мы реализуем сказку с помощью театральной деятельности.
Обыгрывали отдельные сценки, затем всю сказку целиком. Использовали разные виды театра. Пальчиковый, ростовой, костюмированный.
Слайд 12
И заключительный наш этап – это «Мы дарим». На мой взгляд это также важный этап нашей «Музыкально-театральной и литературной гостиной», на этом этапе также развиваются духовно-нравственные качества детей, они учатся делать добро, даря результат своего труда другим: детям младших групп, друзьям, взрослым. Мы целенаправленно настраиваем детей на изготовление подарка не себе, а другим. Это могут быть не только материальные вещи, но и сказка, концерт, показанные малышам или родителям.
Слайд 13
Завершить своё выступление хотелось словами Леонида Фоменко
У феи бывает волшебный дворец.
У сказки бывает счастливый конец.
И чтобы всем людям на свете везло,
Добро побеждает зло.
Поможем правде немножко,
Пусть каждый раскроет ладошку
И выпустит в небо, где солнце искрится
О мире мечту, словно птицу.
Слайд 14
Спасибо, за внимание. Приглашаем к сотрудничеству.