исаева ирина
Конспект НОД «Культура народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Культура народов Поволжья»
1.«Мордовия – наша соседка»
Программное содержание: рассказать о месторасположении республика Мордовия, об истории ее становления. Рассмотреть картографическое расположение. Сообщить, что в нашей области много мордовских деревень, познакомить с ними.
Оборудование: фотографии.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Ребенок: Мы живем в России.
Публикация «Конспект НОД „Культура народов Поволжья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Воспитатель: Наша страна большая, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Все люди, которые живут в России…
Дети: Россияне.
Воспитатель: Ребята, как называют людей, которые живут рядом, по-соседству?
Ребенок: Таких людей называют соседями.
Воспитатель: Как называется область, в которой мы живем?
Ребенок: Мы живем в Ульяновской области.
Воспитатель: И у нашей области тоже есть соседи – это Республики. Назовите их.
Ответы детей: Мордовия, Чувашия, Татарстан, Саратовская область, Самарская область.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о людях, живущих в этих Республиках.
Показ фотографии (Чувашия).
Воспитатель: Назовите столицу Республики Чувашия.
Ребенок: Столица Чувашии город Чебоксары.
Воспитатель: Как называется коренное население Чувашии?
Ребенок: Это чуваши.
Воспитатель: На каком языке говорят чуваши?
Ребенок: Чуваши говорят на чувашском языке.
Воспитатель: У чувашей есть интересный обычай. Если человек делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку. Ребята, а что можно сделать хорошее для другого человека?
Ответы детей: Помочь старому человеку перейти через дорогу; пожалеть друга, если он плачет и т. д.
Воспитатель: Каждый народ разговаривает на своем языке, носит свою национальную одежду. Посмотрите на национальный чувашский костюм.
Показ фотографии.
Воспитатель: В основе народного костюма – рубашка, богато украшенная вышивкой. Особенный у женщин головной убор – шапочка в форме конуса, украшенная монетами, бисером.
Воспитатель: Еще наша соседка – Республика Татарстан.
Показ фотографии (Татарстана).
Воспитатель: Назовите столицу этой республики.
Ребенок: Столица Казань.
Воспитатель: Как называется коренное население Татарстана?
Ребенок: Это татары.
Воспитатель: На каком языке говорят татары?
Ребенок: татары говорят на татарском языке.
Слушание татарской народной песни.
Воспитатель: Ребята, кто знает где жили в древности татары?
Ребенок: Татарский народ занимался скотоводством. Держали большие стада овец, коров, коз.
Чтобы животных кормить им приходилось постоянно путешествовать (кочевать) с одного пастбища с вкусной свежей травой на другое. Поэтому жилище у татарского народа было разборное и называлось оно юрта. Каждый раз татары собирали заново свой дом, поэтому он состоял из палок. Татарский народ все возил с собой на кибитке с пастбища на пастбище.
Даже мебель в юрте была сборная. Шкаф в котором хранилась посуда был тоже сборный и собирался, как легко без единого гвоздя. Когда нужно было переезжать, то ребенка в колыбели привязывали ремнями к лошади и так перевозили для его безопасности (как сейчас в детских креслах, только лежа).
Воспитатель: Посмотрите на татарский национальный костюм.
Показ фотографии.
Воспитатель: татары издавна носили такую одежду. Мастерицы украшали ее национальной вышивкой. Главным цветом у татарского народа считается зеленый. А ещё в исполнении одежды, узоров используют красный и белый цвета.
Показ фотографии (Мордовия).
Воспитатель: Наша соседка – Республика Мордовия. Назовите столицу этой Республики.
Ребенок: Столица Мордовии город Саранск.
Воспитатель: Как называется коренное население Мордовии?
Ребенок: Это мордва.
Воспитатель: На каком языке разговаривает мордва?
Ребенок: Мордва говорит на мордовском языке.
Воспитатель: Послушайте мордовскую песенку «Подсолнух».
Две девочки читают песенку:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на мордовский национальный костюм.
Показ слайда.
Воспитатель: В женском костюме множество украшений из металла, бисера, монет. Очень красивое нагрудное украшение. Обязательный атрибут костюма – красивый пояс – пулай.
Физкультминутка «Солнечный круг».
Воспитатель: Сейчас я предлагаю украсить фартуки элементом национального узора.
Показ образцов.
Воспитатель: Эти элементы узора вам знакомы. Вспомните, как они называются?
Ответы детей: Марийский крест, мордовская восьмиконечная розетка.
Воспитатель: А где можно увидеть эти элементы узора?
Ответы детей: На национальной одежде, на флаге.
Воспитатель: Предлагаю вам сделать узоры самостоятельно.
Дети делают аппликацию по выбору: «Марийский крест» или «Мордовская восьмиконечная розетка».
Анализ. Дети выбирают понравившийся фартук с элементом узора и объясняют свой выбор.