Клавдия Дюжикова
Куклотерапия как средство коррекции детей с аутистическим расстройством
▼ Скачать + Заказать документы
Куклотерапия – как средство коррекции детей
с аутистическим расстройством.
Дюжикова Клавдия Сергеевна
Ранний детский аутизм – это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Аутизм встречается у мальчиков – в 4-4,5раза чаще, чем у девочек. Аутизм приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3-6 лет. К 5-6 годам его проявления частично компенсируются, но умственное развитие резко отстает.
Публикация «Куклотерапия как средство коррекции детей с аутистическим расстройством» размещена в разделах
Детский аутизм основывается на наличии трё х основных качественных нарушений: недостаток социального взаимодействия; недостаток взаимной коммуникации; наличие стереотипных форм поведения. Расстройство определяется только по наличию особенностей поведения, не соответствующих умственному развитию.
Дети с аутизмом живут в особом мире, который закрыт от всех. Всё за пределами этого мира вызывает у них непреодолимый страх и отвержение. Всякая попытка проникновения в этот мир вызывает сопротивление. Аутичный ребенок, будучи в детском коллективе, ведёт себя так, как будто находится один. Он играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит, холодность и безразличие, часто сочетающиеся с повышенной ранимостью, чувствительностью к малейшему замечанию в свой адрес.
У аутичных детей нарушена способность понимания коммуникации и социального поведения, а также имеется расстройство воображения, вследствие чего они не могут удовлетворительно осмысливать увиденное. Им тяжело «читать» по нашим глазам, жестам, позам. Им трудно понять то, что мы думаем, чувствуем, понять наши намерения.
Формирование эмоционального контакта затруднено. Важно исходить из пристрастий ребенка. Ребёнка надо долгое время приручать. Нельзя сразу обращаться словом или жестом. Наблюдая за ребенком, можно выяснить, что привлекает его внимание, к чему он тянется. При формировании контакта, необходимо подключаться к его занятиям. Двигаться с ним, бегать, прыгать. Если ребенок монотонно раскачивается, надо раскачиваться с ним, обыгрывая: «Покачались, как деревья», «Поплыли на лодочке».
И здесь надо быть осторожными. Необходимо уметь чувствовать, насколько хорошо ему в общении. Надо очень постепенно подводить его к тому, что с людьми лучше, чем одному. Только позже можно обращаться по имени. Позже использовать контакт глаз и постепенно вводить произнесение ласковых слов и имени ребёнка, постепенно давать тактильные контакты через одежду.
К каждой психологической проблеме важно подобрать правильный вид коррекции. Наиболее эффективными в работе с детьми с ранним детским аутизмом являются : куклотерапия, сказкотерапия, мультипликационная терапия, музыкотерапия и пластилиновая терапия.
Многообразие функций куклотерапии (коммуникативная, релаксационная, воспитательная, развивающая, обучающая) делает её комплексным, универсальным средством коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка.
Куклотерапия используюет в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия - куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Цель куклотерапии в работе с данной категорией детей – развитие навыков общения (в т. ч. коммуникативной функции речи, адаптация ребёнка в группе сверстников, дальнейшая социализация в обществе.
Нельзя рассматривать куклотерапию только как развлечение. Очень важно её психолого-коррекционное и воспитательное значение. Кроме того, умелое использование куклотерапии оказывает большую помощь в повседневной работе воспитателей по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию детей с ранним детским аутизмом. Для организации занятий куклотерапией необходимы куклы : яркие, легкие, доступные и удобные в управлении для ребенка, изготовленные из различных материалов.
По мнению одного из специалистов в области игровой терапии О. Н. Капшук, именно кукла «раскрыла всю свою добрую магическую силу – проявила себя и лекарем, и воспитателем, и учителем». Роль, которая отводится персонажу, непродолжительна, так как детям трудно долго находиться в эмоциональном контакте. Ребёнок, имеющий даже легкий аутистический спектр нарушений, предпочитает эмоциональному контакту и общению интеллектуальную деятельность, от которой он меньше утомляется.
Значение куклотерапии в коррекционной работе и творческом воспитании дошкольников основано на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка, при этом учитывается психологическая комфортность.
Ведущий специалист кафедры основ коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена И. Г. Вечканова считает, что игровая деятельность в процессе занятия куклотерапией позволяет постепенно корректировать систему эмоциональной регуляции ребёнка, учить воспринимать чувства и состояния других, поскольку в играх с куклами. Формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие ребёнка, страдающего раним детским аутизмом.
При занятиях куклотерапией у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать, преобразовывать прошлый опыт.
Успешно применяется куклотерапию на занятиях с дошкольниками-аутистами. Самая элементарная кукла-рукавичка на руке взрослого помогает ребенку моментально раскрепоститься, вызывает у него доверие.
Дети с удовольствием делают то, что предлагает, о чём «просит» кукла, которая превращается в любого из любимых сказочных персонажей ребёнка. Воспитатель буквально на ходу придумывает такую роль для куклы, чтобы прямо здесь и сейчас изменить настроение ребёнка, воодушевить, вдохновить его, чтобы он поверил в свои силы и возможности. Даже тот ребёнок, который сначала стеснялся и капризничал, с улыбкой идёт на контакт с куклой. Детям нравится, когда взрослый советуется с ним, задаёт вопросы относительно своего поведения, действия («Ребята, как вы думаете, медвежонку брать с собой корзинку?»).
В процессе занятий с куклой воспитатель руководит действиями и персонажа, и детей, успевая выполнять много важных функций: создаёт доброжелательную атмосферу душевного тепла и комфорта. Развивая у ребёнка интерес к общению, желание ответить собеседнику, воспитатель поддерживает чувство юмора, учит ребёнка выражать интерес, слушать и адекватно реагировать на партнёра по общению. Последовательно помогает «растормаживать» детей, которым трудно самим активизироваться, проявлять инициативу, способствует созданию ощущения у детей уверенности в своих силах, преодолевать стеснительность, робость; учит одобрять поведение персонажа или выражать отрицательную оценку его поступкам. Стимулирует детей вместе с персонажем выполнять определённые игровые задачи, стараясь показать, как хорошо дети прыгают, танцуют, поют, отгадывают, запоминают коротенькие стишки и т. д.
Воспитателю постоянно надо подбирать форму взаимодействия с ребёнком; стараться удивлять его каким-нибудь маленьким чудом - представить знакомого всем героя из сказки или мультфильма то поющим, то танцующим. Воспитатель дает возможность ребенку обыграть, примерить на себя образ героя, детали костюма, чудесные предметы (волшебную палочку, стрелу, музыкальный инструмент и т. д., для того, чтобы он смог действовать вместе с героем.
Используя куклотерапию, можно оказать большую помощь в повседневной жизни детей по умственному, идейно-эстетическому воспитанию. Куклотерапия близка, понятна и доступна детям дошкольного возраста. Дети видят знакомые и любимые ими куклы : мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее.
Начинать заниматься куклотерапией следует со второго года жизни, используя различные виды кукол - театр петрушек (перчаточные куклы); пальчиковый театр (на бумажном или матерчатом чехольчике по размеру пальца); театр кукол на столе, («настольный», самый простой и доступный.
Ведь хорошо известно, что главным спутников в жизни для любого ребёнка является его любимая игрушка, любимая кукла. Как много значит её присутствие для ребенка. На куклу дети дошкольного возраста проецируют свои эмоции. Они твердо убеждены в том, что кукла может почти все : выслушать, развеселить, обрадовать, пожалеть. А если вдруг она «оживает» в процессе занятия куклотерапией, вдруг начинает говорить, двигаться, петь и танцевать, то всё это вызывает огромный восторг в душе ребёнка.
Занятия куклотерапией позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко выражать свои мысли, контролировать свои эмоции.
Следуя рекомендациям С. В. Ихсановой, работы которой посвящены проблемам речи аутичных дошкольников, полезно вместе с ребёнком разыгрывать небольшой сюжет на основе ситуации, направляющей его на преодоление каких-либо негативных качеств: жадности (Мышонок Жадина, нежелания общаться (Медвежонок Бука, а также на формирование положительных сторон личности, например, доброжелательности (Кот Леопольд).
В работе детьми с ранним детским аутизмом необходим комплексный подход к воспитанию и обучению, при котором важное место отводится ещё и коррекции поведения. Благодаря проработке сюжета, происходит преодоление стрессовой ситуации и коррекция поведения ребенка с ранним детским аутизмом.
Работая с группой детей, важно также учитывать, одногодки они или разного возраста. Если дети разновозрастные, например, от 2 до 6 лет, нужно подобрать такие игры, которые были бы интересны всем детям. Детей очень тяжело чем-либо заинтересовать, они стараются обратить всё внимание на себя, хулиганят, не обращают внимания на наши просьбы. И тут нужно проявить индивидуальный подход, ведь ни один ребёнок не похож на других. Даже одна и та же игра проходит по-разному каждый раз. Очень важно импровизировать, проявлять творческий подход.
Воспитатель должен не только работать с детьми, но и постоянно развивать собственные способности. Ему необходимо постоянно учиться менять интонацию, эмоциональную окраску голоса, импровизировать, подстраиваться под конкретную ситуацию и характер ребёнка, создавать атмосферу доброжелательности, чтобы активизировать самого ребёнка. Все эти детали, находки и составляют мастерство воспитателя, и являются залогом его успешного взаимодействия с ребёнком, которого надо вывести в мир общения и радости.
Таким образом, занятия куклотерапией развивают не только психические функции личности ребенка, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, помогают адаптироваться в обществе.
Безусловно, успех занятия во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя, его психологических знаний и способностей, что позволяет перенести ребёнка в другое состояние.
Список литературы.
1. Верхотурцева Е. Е. Недирективная игровая терапия как метод психологической коррекции эмоционально – волевой сферы детей с отклонениями в развитии / Е. Е. Верхотурцева // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – №10-2. – С. 113-116.
2. Головин Г. В. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Г. В. Головин // Актуальные проблемы социального образования: региональный аспект. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. – С. 16-20.
3. Губанова Е. А. Комплексное применение различных психокоррекционных методик для детей с отклонениями в развитии // Инновации и педагогическое творчество в образовании: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н. В. Павловой, Ю. В. Селивановой, В. О. Скворцовой. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2016. – С. 401-403.
4. Ихсанова С. В. Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом / Интернет-ресурс : https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2011/10/28/kukloterapiya-v-formirovanii-pravilnogo
5. Селиванова Ю. В. Куклотерапия как средство коррекции проявлений раннего детского аутизма / Ю. В. Селиванова // Коррекционная педагогика : теория и практика. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Холдинг Практика», 2013. – №4. – С. 79- 82.