Анна Соболева
Консультация «Кто у вас тут за главного?»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто у вас тут за главного?
Наши маленькие ангелы порой устраивают такие сцены, что только держись!
Как найти управу на юного тирана?
Ребенок привык, что любое его желание исполняется сходу, а иначе — крик, размазанные по лицу слезы и совершенно деморализованные родственники. Ваш случай? Поздравляем: у вас растет маленький манипулятор и шантажист.
В Вашей семье установлен свод правил, которые в принципе никогда не должны нарушаться. Но однажды допустив слабинку или под влиянием обстоятельств Вы утрачиваете бдительность — и вот уже строго отведенные 15 минут перед телевизором растягиваются на добрых два часа поглощения всего, чего попало (надо же чем-то занять чадо, когда вы разговариваете с подругой, запретные чипсы покупаются регулярно (чем еще порадовать детку, когда Вам приходится задерживаться на работе, одевание маленького принца или принцессы становится исключительно Вашей заботой (ну Вы же вечно опаздываете). Так постепенно расширяются границы дозволенного, и мудрый отпрыск этим пользуется. В зависимости от того, как Вы реагируете на его поступки, Ваше чадо и строит свое поведение. Ребенок в совершенстве владеет искусством манипуляции, прибегая к ней всякий раз, когда хочет чего-нибудь добиться.
Публикация «Консультация „Кто у вас тут за главного?“» размещена в разделах
Откуда что берется?
Самые яркие типажи маленьких «кукловодов» описаны ниже. Узнаете своего «лапочку»? Значит, надо подумать, как поставить его на место.
«ПОТОМОК НАПОЛЕОНА»
Жуткий упрямец, суровый командир, страшный собственник. Все игрушки — только его, поделиться конфетой — истерика, зато присвоить чужое — как нечего делать, несоблюдение придуманных им правил чревато побоями. Явные претензии на лидерство методом силы, а не заслуг. Как правило, не имеет друзей, из-за чего злится, безуспешно пытаясь навязать свое общество. Типаж чаще встречается среди мальчишек, но «девичий» вариант не легче.
Что делать? Объясните ребенку, что добиться желаемого можно, только если научиться уступать. Жалко делиться игрушками? Пусть определит те, которые все-таки можно предоставить в общее пользование. Хочется покомандовать? Придумайте игру, в которой юный «полководец» будет верховодить по очереди с остальными участниками. Ребенок поймет, что хорошие отношения с другими детьми укрепляют авторитет, и это ему наверняка понравится.
«РЕВА -КОРОВА»
Она кажется зависимой и беспомощной: натыкаясь на малейшее препятствие, жалобным голосом молит о помощи. Ее так и хочется утешить, разрешить то, что может ее порадовать.
Что делать? Необязательно соглашаться на дополнительные поблажки только потому, что слезы вот-вот готовы хлынуть. Таким образом Вы сами поощряете в плаксе инфантильность и пассивность. Договоритесь: это ты пробуешь делать сам, а здесь я тебе помогу. И хвалите за любой успех.
«ШАНТАЖИСТ»
Поведение такого ребенка — цепочка действий под названием «А что мне за это будет?». Убрать за собой игрушки — только если дадут шоколадку, почистить зубы — если еще полчаса разрешать поиграть в компьютерные «стрелялки».
Что делать? Установить четкие правила и следовать им неукоснительно. Никаких уступок! Можно составить список наказаний, которые последуют в случае непослушания.
«РАБОВЛАДЕЛЕЦ»
Сильно привязан к кому-то из родственников и не соглашается отпустить его ни на шаг. Это может показаться проявлением любви, на деле — изощренное манипулирование. Часто дети ведут себя так по отношению к бабушкам и дедушкам, и те, «нейтрализованные» внуками, все им позволяют.
Родители, измученные выходками маленького тирана, порой соглашаются на роль свиты, снимая с себя ответственность за воспитание чада: «Мы не выучили стих, потому что он не захотел, мы не пошли на тренировку, потому что он баловался.» Ребенок еще не в силах представить последствия своих поступков, задача старших — указать на них.
Установите в семье правильную иерархию, и если ты что-то решила, то должна настоять на своем. Поначалу «поверженный король» станет бороться за власть. Будьте неприклонны!
Если ребенок, желая добиться своего, устроил истерику, не уговаривайте его — этим Вы лишь раззадорите маленького буяна. Строго скажите, что не намерены выполнять его требования, и выйдите из комнаты (заниматься «отвоевыванием» пространства лучше без свидетелей, чтобы у крохи не возникло искушения поработать на публику).
Общайтесь с сыном или дочкой на равных, избегайте приказаний, но и не сюсюкайте. Предоставляйте ему свободу выбора: что съесть, что надеть, какую книжку почитать. Ребенок должен чувствовать: его мнение важно для Вас. К Вашим словам он тоже станет относиться с бОльшим почтением.
Не корите себя в проявлении настойчивости и даже жестокости: Вам же важно вырастить человека, способного нормально общаться, умеющего добиваться своего, не прибегая к давлению.
Старайтесь всё свободное время посвятить общению с ребёнком, играйте вместе с ним.
ЖЕЛАЮ ВАМ БОЛЬШИХ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ВАШИХ ДЕТЕЙ!