Приложение МААМ

Кружок «Умелые ручки»

Светлана Пирогова
Кружок «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

Детский сад №9 «Родничок»

г. Няндома

Перспективный план кружка

«Умелые ручки»

Срок реализации: 2 года

Автор: Пирогова Светлана Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

город Няндома

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

Публикация «Кружок „Умелые ручки“» размещена в разделах

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизной и отличительной особенностью кружка “ Умелые ручки ” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. В связи с вышесказанным у меня возникла идея о создании кружка, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи.

1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

3. Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.

4. Изготовление поделок вместе с родителями.

5. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Направления работы.

1. Развитие творческих способностей

2. Художественно-эстетическое развитие

3. Познавательное развитие

Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. В год проводится в средней группе 28 занятий, в старшей группе 30 занятий. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

• Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

• Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

• Научатся видеть необычное в обычных предметах

• Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

• Овладеют различными приемами преобразования материалов.

• Освоят обобщенные способы работы.

• Разовьют познавательные, конструктивные способности.

• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Формы подведения итогов реализации данного кружка являются : выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, поселка, района, округа.

Предложенный кружок является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Перспективное планирование работы с детьми средней группы

Месяц Тема Программные задачи Материал

Сентябрь Заготовка бросового и природного материалов Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон

Октябрь

(природный

материал) Звери

Птицы

Рыбы Познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает); познакомить с инструментами (шило, нож-резак, ножницы) и правилами безопасной работы с ними; учить делать поделки, творчески мыслить

Шишки, листья, палочки, клей

Ноябрь (ткань) Создание коллекции “Ткани”

Преобрази кусочек ткани Познакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка

Декабрь (бумага) Снежинки

Цепочки

Елочки

Игрушки-шумелки Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); научить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца Бумага, клей, ножницы

Январь

(поролон) Снежки

Гусеница Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится, бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель; закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную поделку; воспитывать умение радоваться результату своего труда Поролон, ножницы, шнурки, маркеры

Февраль (бросовый материал) Мебель для кукол

Аппликация “Поздравляем папу” Продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, бутылочки

Март (кожа) Кулончик в подарок маме Познакомить детей с новым материалом и его свойствами (сшивается, склеивается, плавится, стирается, тянется, гладится, красится, плохо мнется, рвется, стрижется); развивать интерес к работе с кожей, радоваться полученному результату

Кожа, ножницы, нитки, бусинки

Апрель

(дерево) Кораблики

Вертушки

Самолеты Продолжить знакомство с деревом и его свойствами (пилится, ломается, красится, строгается, не тонет, теряет форму, трескается); научить правильному пользованию инструментами и безопасности при работе с ними; воспитывать умение доводить начатое дело до конца Дерево, гвозди, молоток, бумага, клей, пилка, отвертка, саморезы

Май Выставка работ

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы

Месяц Тема Программные задачи Материал

Сентябрь Заготовка бросового и природного материалов

Оклеивание коробочек и баночек для хранения собранного материала Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена

Октябрь

(природный материал) Звери и птицы по желанию детей

Композиция из листьев, цветов, косточек, семян

Портрет Осени Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена

Ноябрь (ткань) Платочек

Шапочки для гномиков

Преобрази кусочек ткани (по желанию)

Коллекция “Ткани” (пополнить) Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, степлер

Декабрь (бумага) Снежинки

Цепочки

Елочки

Маски

Блокноты

Аппликация “Птичья столовая” Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию Бумага, клей, ножницы

Январь

(поролон) Снежки

Гусеница

Детский сад будущего Закрепить знания детей о поролоне и его свойствах; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца Поролон, ножницы, шнурки, маркеры, клей, детали от конструктора

Февраль (бросовый материал) Домики

Роботы

Таблетки для игры в больницу

Открытка в подарок папе Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, пуговицы, бусинки, проволока, ленточки

Март (кожа, нитки) Кулончики

Цветок

Открытка в подарок маме Учить детей делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы Кожа, ножницы, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки, ткань

Апрель

(природный и бросовый) Кораблики

Вертушки

Самолеты

Собачка Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения Дерево, гвозди, молоток, бумага, клей, пилка, кора, поролон, береста, мех, ткань

Май Выставка работ для родителей и детей других групп

Материал для работы с детьми

1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои).

2. Картон (однослойный и многослойный).

3. Береста.

4. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).

5. Фломастеры, маркеры, карандаши.

6. Деревянные палочки, досочки.

7. Бутылочки от: шампуня, крема, витамин, минеральной воды, соков.

8. Коробки от: конфет, зубной пасты, духов, кремов.

9. Нитки (простые, шерстяные, капроновые).

10. Леска.

11. Пуговицы.

12. Резина.

13. Скотч.

14. Ткань.

15. Спичечные коробки.

16. Веревочки разной толщины.

17. Пробки от бутылок.

18. Пластмассовые баночки.

19. Проволока.

20. Цветной бисер.

21. Упаковки от: тортов, киндер – сюрпризов.

22. Скорлупа от: грецких, кедровых орехов, фисташек.

23. Семечки. Крупа.

24. Кости рыб.

25. Вата.

26. Пух. Перья.

27. Обертки от конфет и шоколада.

28. Цветные иллюстрации.

29. Клей. Пластилин.

Инструменты для работы

1. Ножницы.

2. Рулетка.

3. Сантиметр.

4. Линейка.

5. Шило, игла.

6. Пилка.

7. Наждачная бумага.

8. Канцелярский нож.

9. Маркер.

10. Дырокол.

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

• Работай за своим рабочим местом.

• Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

• Нельзя брать в рот мелкие детали.

• При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

• При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

• Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

• Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

• При работе не держи ножницы концами вверх.

• При вырезании детали поворачивай бумагу.

• Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

• Не работай ножницами с ослабленным креплением.

• Береги инструменты, экономь материалы.

• Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Учебно-методическое обеспечение

• Магнитофон.

• Фотоаппарат.

• Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки.

• Атрибуты для игр.

• Видеокассеты и диски с познавательной информацией.

• Фотоальбомы.

• Книги.

• Наборы открыток.

• Коллекции.

• Художественная литература.

• Учебно-наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста “Школа волшебников”, С. И. Мусиенко.

• Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего возраста “Сделаю сам” Т. Н. Доронова, С. И. Мусиенко.

• Альбом самоделок “Мастерицам” Т. Грачева.

• “Путешествие в антресолию, или чудесное превращение перчаток в…”, серия “Самоделки”, Т. Баева.

Список литературы

1. Андреева Р. П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г. ;

2. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г. ;

3. Гомозова Ю. Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г. ;

4. Гульянц З. К., Базик И. Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г. ;

5. Гершензон М. А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;

6. Гульянц З. К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г. ;

7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

8. Демина И. П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г. ;

9. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;

10. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг. ;

11. Кошелев В. М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г. ;

12. Корчинова О. В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 320 с.

13. Куцакова Л. В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г. ;

14. Литвиненко В. М., Аксенов М. В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г. ;

15. “Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”;

16. Машинистов В. Г., Романина В. И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г. ;

17. Нагибина М. И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – ( Серия: “Вместе учимся мастерить”).

18. Нагибина М. И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – ( Серия: “Вместе учимся мастерить”).

19. “Очумелые ручки” - телепередача “Пока все дома”;

20. “Субботник” - субботняя телепередача;

21. Тарабарина Т. И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №116 комбинированного вида» Принята на Педагогическом.

Фотоотчет «Кружок «Умелые ручки»Фотоотчет «Кружок «Умелые ручки» В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих.

Рисование нитью в рамках кружка «Умелые ручки»Рисование нитью в рамках кружка «Умелые ручки» Рисование нитками помогает детям развивать образное мышление, иметь творческий подход к каким-то нетрадиционным ситуациям. Такое искусство.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Рабочая программа Кружок «Умелые ручки» Пояснительная записка Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Работа с.

Кружок «Умелые ручки». Старшая группаКружок «Умелые ручки». Старшая группа Пояснительная записка. "Истоки способностей и дарования детей- На кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Целевой раздел Наряду с общей.

Перспективное планирование кружка «Умелые ручки» Перспективное планирование кружка «Умелые ручки» подготовительная группа 2017-2018учебный год Александрова С. Е. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

План кружка «Умелые ручки» Программа кружка «Умелые ручки». Воспитатель – Пермякова Анастасия Владимировна Месяц, Неделя, № занятия СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЬ Сентябрь.

Практикум для воспитателей «Здоровые ручки, умелые ручки. Работа по развитию мелкой моторики рук» МДОУ № 21 «Ласточка» ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «ЗДОРОВЫЕ РУЧКИ, УМЕЛЫЕ РУЧКИ. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Проект кружковой работы «Оч. Умелые ручки» Творчество — особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение. (С. Моэм) Художественный ручной труд – это творческая работа.

Программа кружка «Умелые ручки» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Умелые ручки»
Опубликовано: 18 октября 2019 в 19:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок «Умелые ручки»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пирогова (УИ 528793) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД