Екатерина Кияйкина
Кружок художественно-эстетической направленности «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность.
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Разноцветный мир» художественно-эстетической направленности, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность детей дошкольного возраста.
Публикация «Кружок художественно-эстетической направленности „Разноцветный мир“» размещена в разделах
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись; пробуждает эмоционально-творческое начало; тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
2. Новизна. Настоящая программа составлена на основе интегрированной программы художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет» «Цвет творчества» (Н. В. Дубровская).
Новизна программы «Разноцветный мир» заключается в введении национально-регионального компонента в содержание дополнительной образовательной программы. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания и приемы стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребенок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся, т. к. жизнь ребенка тесно связана с игрой; игра – это не только удовлетворение, через игру дети познают окружающий мир.
3. Актуальность.
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
В законе «Об образовании в РФ» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст. 2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.
Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т. п.
4. Отличительные особенности программы. Эта программа приобщает детей к искусству посредством различных видов изобразительной деятельности: различных техник нетрадиционного рисования (оттиск печатками из пробки и поролона, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т. д., бумажная пластика, мозаика, оригами и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия в изостудии полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в изостудии применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
5. Педагогическая целесообразность.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений поощрять объяснение ребенком выбора изобразительного материала для изображения.
6. Цель программы:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования; формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира.
7. Основные задачи программы:
1. Обучающие:
– учить различать и называть способы нетрадиционного рисования и других видов деятельности, применять их на практике;
– учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
– учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
2. Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;
– формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
– формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности;
– развивать фантазию, воображение, веры в свои силы.
3. Воспитательные:
– воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
– воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
– воспитывать навыки самостоятельности;
– дарить детям новые яркие ощущения.
Младший возраст 3-4 лет.
Возрастные особенности. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, пластилином, инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, восковых мелков, ткани, природного материала. Ребенок пробует в рисунке, живописи, лепке выразительно передать образы объектов окружающего мира (сооружения, машины, деревья, животные, человек, изображает типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений. Учится видеть общее и отличное в похожих объектах изображения. Выбирает наиболее правильное расположение изображения на листе бумаги (вертикально или горизонтально, выделяя главное цветом, положением на листе бумаги, величиной.
8. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей 3-4 лет, продолжительность обучающей программы 2 года.
9. Формы и режим занятий. Форма детского образовательного объединения является кружок. Занятия проходят один раз в неделю, в год-36 часов.
Продолжительность занятий детей 3-4 лет - 15 мин.
Форма проведения занятий: групповая.
Занятия проходят во второй половине дня.
10. Ожидаемые результаты.
– дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
– у детей разовьется мелкая моторика рук;
– сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
– разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
– появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
– сформируются навыки самостоятельности.
– ребенок сумеет отбирать материалы, инструменты и способ изображения в соответствии с создаваемым образом;
11. Формы подведения итогов. Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
– участие в художественных конкурсах,
– тематические выставки.
– открытые просмотры занятий кружка
– проведение диагностики в начале и в конце года.
Учебно-тематический план первый год обучения
№ Наименование разделов и тем Всего часов Всего занятий
теория практика
1. Пластилинография:
«Ветка рябины»,
«Новогодняя елка»,
«Подсолнух»,
«Праздничный торт»
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
13 мин
13 мин
13 мин
13 мин
4
2. Скатывание бумаги (аппликация)
«Красивое платье»
«Цветы»
«Снежок»
«Мимоза»
«Цып, цып мои цыплятки» (колл. работа)
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
13 мин
13 мин
13 мин
13 мин
13 мин
5
3. Рисование пальчиком:
«Осеннее дерево»
«Снег идет»
«Петушок»
«Красивая бабочка»
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
13 мин
13 мин
13 мин
13 мин
4
4. Рисование ладошкой
«Рыбки в аквариуме»
«Тюльпаны для мамы»
«Петушок»
«Солнышко»
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
13 мин
13 мин
13 мин
13 мин
4
5. Рисование методом тычка, ватной палочкой:
«Мухоморчики- грибы»
«Огоньки на елочке»
«Снежинка»
«Белочка»
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
13 мин
13 мин
13 мин
13 мин
4
6. Рисование печатками из картофеля:
«Божья коровка»
«Бусы»
«Овощи в банке»
2 мин
2 мин
2 мин
13 мин
13 мин
13 мин
3
7. Рисование манкой:
«Снежинка»
«Зайка беленький сидит»
2 мин
2 мин
13 мин
13 мин
2
8. Тестопластика :
«Бублики, баранки»
«Снеговичок»
«Фрукты в вазе»
2 мин
2 мин
2 мин
13 мин
13 мин
13 мин
3
9. Аппликация из ватных дисков:
«Овечка»
«Рыбки в пруду»
2 мин
13 мин
2
10. Итоговое занятие 2 мин 13 мин 1
11. Итого часов 32
Учебно-тематический план второй год обучения
№ Наименование разделов и тем Всего часов Всего занятий
теория практика
1. Пластилинография:
«Ветка рябины»,
«Новогодняя елка»,
«Подсолнух»,
«Праздничный торт»
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
18 мин
18 мин
18 мин
18 мин
4
2. Скатывание бумаги (аппликация)
«Красивое платье»
«Цветы»
«Снежок»
«Мимоза»
«Цып, цып мои цыплятки» (колл. работа)
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
18 мин
18 мин
18 мин
18 мин
18 мин
5
3. Рисование пальчиком:
«Осеннее дерево»
«Снег идет»
«Петушок»
«Красивая бабочка»
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
18 мин
18 мин
18 мин
18 мин
4
4. Рисование ладошкой
«Рыбки в аквариуме»
«Тюльпаны для мамы»
«Петушок»
«Солнышко»
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
18 мин
18 мин
18 мин
18 мин
4
5. Рисование методом тычка, ватной палочкой:
«Мухоморчики- грибы»
«Огоньки на елочке»
«Снежинка»
«Белочка»
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
18 мин
18 мин
18 мин
18 мин
4
6. Рисование печатками из картофеля:
«Божья коровка»
«Бусы»
«Овощи в банке»
2 мин
2 мин
2 мин
18 мин
18 мин
18 мин
3
7. Рисование манкой:
«Снежинка»
«Зайка беленький сидит»
2 мин
2 мин
18 мин
18 мин
2
8. Тестопластика :
«Бублики, баранки»
«Снеговичок»
«Фрукты в вазе»
2 мин
2 мин
2 мин
18 мин
18 мин
18 мин
3
9. Аппликация из ватных дисков:
«Овечка»
«Рыбки в пруду»
2 мин
18 мин
2
10. Итоговое занятие 2 мин 18 мин 1
11. Итого часов 64
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. «Пластилинография».
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.
Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.
Раздел 2. «Скатывание бумаги» (аппликация)
Бумага мнется в руках, пока не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. размеры могут быть разными. после этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: бумага цветная или цветные салфетки, клей, кисти. картон.
Раздел 3. «Рисование пальчиком»
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: гуашь, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Раздел 4. «Рисование ладошкой»
Средства выразительности: цвет, пятно, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдца с гуашью, кисть, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. рисуют и правой и левой руками.
Раздел 5. «Рисование методом тычка, ватной палочкой»
Рисование «тычком ватной палочки»
Материал: гуашь, ватные палочки, салфетки, листы бумаги с нарисованными шаблонами.
Раздел 6. «Рисование печатками из картофеля»
Из картофеля заранее изготавливаются печатки. ребенок прижимает печатку к мисочке с густой краской и наносит оттиск на бумагу.
Материал: картофель, гуашь, бумага, мисочки (или поролоновая губка, пропитанная гуашью в качестве штемпельной подушки)
Раздел 7. «Рисование манкой»
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: картон, манка, клей, кисть, салфетка.
Способ получения изображения: на картоне нарисовать карандашный рисунок. На элементы рисунка, которые необходимо выделить, нанести клей ПВА и засыпать манкой. После высыхания можно разукрасить гуашевыми красками (манку можно красить заранее).
Раздел 9. «Тестопластика» Лепка из соленого теста.
Работа с тестом оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений.
Материалы: соленое тесто, стеки, доски, салфетки.
Раздел 10. «Аппликация из ватных дисков»
Поделки из ватных дисков позволяют развивать у ребенка воображение, учат его творчески мыслить.
Материалы: листы картона, клей, кисти, ватные диски
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1. Формы занятий:
1. Интегрированные занятия.
2. Занятия-путешествия во времени.
3. Занятие-игра.
4. Занятие-беседа.
5. Развлечения.
2. Методы и приемы обучения:
– словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
– наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
– практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование, игра).
3. Наглядно-дидактический материал.
1. Вохринцева С. В. Окружающий мир – дидактический материал «Зима», Казань, «Страна Фантазий», 2006г.
2. Вохринцева С. В. Окружающий мир – дидактический материал «Весна», Казань, «Страна Фантазий», 2006г.
3. Вохринцева С. В. Окружающий мир – дидактический материал «Лето», Казань, «Страна Фантазий», 2006г.
4. Вохринцева С. В. Окружающий мир – дидактический материал «Осень», Казань, «Страна Фантазий», 2006г.
5. Демонстрационный материал «Природные явления и объекты», Кимры, «Книголюб», 2000г
4. Техническое оснащение занятий.
Средства мультимедиа.
Диски с музыкальными сказками, классической музыкой и детскими песенками.
Доска магнитная
5. Оборудование.
1. Кисть клеевая
2. Краски гуашевые
3. Манка
4. Клеенка на столы
5. Картон белый
6. Бумага цветная
7. Картон цветной
8. Ножницы детские
9. Клей, клеящие карандаши, клейстер
10. Стеки
11. Ватные палочки
12. Губки разных размеров
13. Печатки из поролона и картофеля
14. Салфетки цветные
15. Салфетки бумажные
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) по методике «Портрет» (авторы Казакова Т. Г., Лыкова И. А.). Методика представляет собой наблюдение за творческой деятельностью детей. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми: гуашь, кисти трех размеров, фломастеры, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, салфетки, бумага разных оттенков. В непринужденной игровой форме ребенку предлагается назвать все, что он видит, и выбрать, чем бы он хотел поработать (каким материалом изобразить задуманное). По ходу наблюдения фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Все данные эксперимента вносятся в таблицу и определяются по характеристикам, характеризуя уровень развития художественно-творческих способностей у дошкольников.
Характеристика уровней:
В – высокий, ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности нетрадиционных художественных техник, сформирован интерес к творческой деятельности. Ребенок имеет практические умения, свободно владеет нетрадиционными техниками, высказывает эстетические суждения и оценки.
С – средний, ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства художественной выразительности (цвет, колорит, формообразование, композиции фактура) и практические навыки не сформированы (не достаточно самостоятелен при выборе техники рисования). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
Н – низкий, ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности нетрадиционных художественных техник. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
Список использованных источников
1. Антонова, Т. В. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. В. Антонова, Т. И. Алиева // ТЦ Сфера – М. : 2011. – 320 с.
2. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В Бурляева и др. // Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск. : 2015. – 84 с.
3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Н. Г. Давыдова – М. : Скрипторий, 2003. – 80 с.
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 / Г. Н. Давыдова – М. : Скрипторий, 2003. – 72с.
5. Дубровская, Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет /
Н. В. Дубровская. – Санкт-Петербург. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 144 с.
6. Дубровская, Н. В. Витражи из цветной бумаги / Н. В. Дубровская. – СПб. : 2009. – 64 с.
7. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству / Н. В. Дубровская – СПб. : 2010. – 128 с.
8. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники планирования, конспекты / Р. Г. Казакова – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
9. Новиковская, О. А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики речи (от 3 до 7 лет) / О. А. Новиковская. – СПБ. : ПАРИТЕТ, 2013. – 48 с.
10. Цвитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ / Т. А. Цвитария. – М. : ТЦ Сфера, 2011. –128