Виктория Величко
Рабочая программа для детей второй младшей группы «Логоритмика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
для детей второй младшей группы
Составитель:
Величко Виктория Юрьевна
воспитатель
Информационная часть программы : образовательная.
Образовательная область: познавательная, коммуникативная.
Форма реализации программы : фронтальная.
Публикация «Рабочая программа для детей второй младшей группы „Логоритмика для малышей“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Возрастная направленность: вторая младшая группа Продолжительность программы : один год.
Пояснительная записка.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующе развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 1 раз в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 36 часов в год.
По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Направленность программы : тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Цель кружка:
*развитие музыкально-речевых способностей у детей 3-4 лет;
*использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми 3-4 лет;
*преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;
*адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;
Задачи кружка:
*создание на занятиях логоритмического кружка атмосферы праздника, радости; ввести ребёнка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;
*развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
*воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;
*развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
*выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
*развитие слухового внимания и памяти;
*укрепление костно-мышечного аппарата;
*развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
*развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
Взаимодействие с родителями:
индивидуальные консультации;
тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
анкетирование;
информирование о результативности работы;
открытые занятия.
Предполагаемый результат:
сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
способность правильно выполнять артикуляции звуков;
сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
улучшения показателей диагностики развития речи;
воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Использование наглядного материала:
иллюстрации и репродукции;
дидактический материал;
игровые атрибуты;
музыкальные инструменты;
аудиоматериалы.
Программа составлена с учё том межпредметных связей по областям:
познание: занятия, наблюдения, беседы, игры;
социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;
художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен);
музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;
физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги;
коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности:
содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.
Формы работы кружка : подгрупповая и групповая.
Структура логоритмического занятия :
1. Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2. Основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3. Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Развивающая среда:
размещение в группах альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;
размещение в группах атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.
Календарно-тематический план занятий кружка
Месяц
№ занятия
Название занятия
Сентябрь
1
2
3
4
Солнышко и дождик
Тучка
Тучки по небу гуляют
Грибной дождик
Октябрь
5
6
7
8
Под грибком
Осенние листья
Осень в лесу
Веселый огород
Ноябрь
9
10
11
12
Репка
Осенние подарки
Да свидания, птицы!
Холодно!
Декабрь
13
14
15
16
Зима в лесу
Дед Мороз спешит на елку
Украшаем елочку
Наступает Новый год
Январь
17
18
19
20
Новогодний праздник в лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка и котята
Февраль
21
22
23
24
Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики солнце искали
Армейская карусель
Март
25
26
27
28
Как цыплята солнце будили
Новая столовая
В гости к нам пришли матрешки
Весеннее солнышко
Апрель
29
30
31
32
Весенняя капель
Прилетайте, птицы!
Весенний ручеек
Кораблик
Май
33
34
35
36
Утренние лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровый пруд
Литература:
М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
О. А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
Аудиодиск Железновой
ЗАНЯТИЕ 1
Логоритмическое занятие «Солнышко и дождик»
(Дети стоят в кругу).
1. Ручки, ручки, просыпайтесь, - дети разводят руки в стороны
Здравствуйте!
Ласковые ручки наши, - гладят ладошки,
Здравствуйте!
Пальчики сердитые, - грозят пальчиками,
Здравствуйте!
И ладошки, наши крошки, - ритмично (на каждую долю) хлопают в
ладоши,
Здравствуйте!
2. Разбудите ножки. – шлёпают по ногам,
Ножки, здравствуйте! - притопывают,
И притопы, и пружинки, - слегка приседают,
Здравствуйте!
И притопы, и притопы, - ритмично топают ногами,
Здравствуйте!
И пружинки, и пружинки, - выполняют лёгкие приседания,
Здравствуйте!
3. Глазки, - пальчиком касаются глаз,
ушки, - …. ушей,
носик, - … носа,
ротик, - ….рта,
Здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, - улыбаются всем окружающим,
Здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь, - улыбаются и кивают головкой всем
окружающим.
Здравствуйте!
Воспитатель. Ребята, посмотрите-ка, кто же идёт нам навстречу? (Показывает иллюстрацию «Дождик»)
К нам на длинной тонкой ножке
Дождик скачет по дорожке.
Кап-кап, тук-тук,
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки.
Дети, сидя на полу, ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом:
Капля-раз, капля – два.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем. Руки в стороны
От дождя себя укроем. Руки над головой.
Воспитатель. Что-то дождик долго льёт. Попрошу-ка я его перестать.
(Русская народная закличка)
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить.
Дождик послушался и перестал. Стало солнышко свои лучики из-за тучки выпускать.
Солнышко с дождиком в прятки играют,
В прятки играют, детей забавляют.
Игра «Солнышко и дождик»
(1-я часть – дети весело пляшут, 2-я часть – убегают от дождя, прячась под большим зонтом).
Воспитатель. Посмотрите, ребятки, как солнышко нам улыбается.
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали
Попробуем достать до солнышка.
Упражнение для развития дыхания «К солнышку»
Воспитатель.
Руки к солнышку поднимаем, Поднимают руки через стороны вверх, делая
Носиком глубоко вдыхаем. Вдох через нос.
Ну а руки опускаем, Через стороны опускают руки
Воздух через ротик и тихо произносят на выдохе:
Тихо выдыхаем. «Ф – ф - ф».
Это очень хорошо,
Что сегодня дождик шёл!
Правда. Ребята? А теперь наши весёлые ножки спокойно идут по дорожке.
Дети, маршируя, уходят из зала.