Елена Егорова
Кружковая опытно-экспериментальная деятельность во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г. Южи ru
Кружок
опытно-экспериментальной деятельности
во второй группе раннего возраста.
«Маленькие исследователи»
2022-2023г.
Подготовила: воспитатель Егорова Е. С.
Организация деятельности и режим: Кружок проводится с сентября по май, в первой половине дня, один раз в неделю, длительность занятия
Цель работы кружка: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи кружка:
- Расширять представления детей об окружающем мире.
Публикация «Кружковая опытно-экспериментальная деятельность во второй группе раннего возраста „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
- Развивать понимание взаимосвязей в природе.
- Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.
Срок реализации: 1 учебный год
Перспективный план
Дата Тема Цель, задачи Ход занятия
Сентябрь «Мыльные пузыри». (Рассматривание) Знакомство детей с мыльными пузырями.
Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей. Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть)
«Рябь на воде». Экспериментирование Развитие дыхательного аппарата.
Вызывать заинтересованность детей к происходящему. На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
«Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент Различие слухового внимания.
Вызывать заинтересованность детей к происходящему. Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.
«Вода холодная и горячая». Эксперимент Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Развивать тактильные ощущения. Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая)
Октябрь «Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.
«Воздух под водой». Эксперимент Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Развивать дыхательный аппарат. В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.
«Лёгкий - тяжелый». Опыт Знакомство детей с весом предметов.
Задачи:
• Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
• Научить определять вес предметов и группировать их по весу. Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка).
«Игры с губкой». Эксперимент Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.
Задачи:
• Познакомить со свойствами губки.
• Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.
Ноябрь «Шарики с сюрпризом». Рассматривание Развитие мелкой моторики рук. Развивать тактильные ощущения. Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются. В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.
«Прищепки». Экспериментирование Развитие мелкой моторики рук.
Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её. Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.
«Ловись, рыбка!». Экспериментирование Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: "Ловись, рыбка, большая и маленькая". Повторяет 4 - 5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок.
«Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент Обучение детей соотносить предметы по цвету.
Развивать тактильные ощущения.
Дать детям название цветов, активизировать речь.
Создать положительный эмоциональный настрой у детей. Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.
Декабрь «Игры с султанчиками». Эксперимент • Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
• Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .
• Создание положительного эмоционального настроения. Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.
«Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). Эксперимент • Развивать тактильные ощущения.
• Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
• Создать положительный эмоциональный настрой у детей. Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.
«Развесим платочки». Экспериментирование Развитие мелкой моторики рук.
Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок. Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.
«Найди по звуку». Эксперимент Закрепление названий музыкальных инструментов.
Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
Создание положительного эмоционального настроения.
К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
Январь
Январь
варь «Снег. Какой он?». Рассматривание Знакомство со свойствами снега.
Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
Развивать тактильные ощущения. Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.
«Что в пакете?». Эксперимент Обучение детей действиям по показу.
Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
Вызывать чувство радости и интереса. Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.
«Открываем, закрываем». Опыт Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
Повышать эмоциональное настроение. Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.
Февраль "Разные ножки топают по снежной дорожке". Опыт Научить детей получать четкие следы на снегу.
Вызывать чувство радости и интереса. Воспитатель показывает как сделать свой след от ботинка на снегу. Побуждая детей повторять эти действия.
«Ветер по морю гуляет». Опыт
Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
Учить различать и самим регулировать его силу.
Поднятие эмоционального настроения у детей. В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.
«Плавает, тонет». Опыт Закрепление знаний о весе предмета.
Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
Способствовать созданию радостного настроения. В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
«Что в трубке лежит?». Эксперимент Развитие любознательности у детей.
Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку)
Развивать усидчивость, терпение.
Вызвать чувство радости и удивления.
Развивать мелкую моторику рук. Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.
Март «Круги на воде». Опыт Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Вызывать заинтересованность детей к происходящему. Наливаем воду и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем, по воде пойдут круги. Наблюдаем, как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя «круги на воде».
«Следы на доске». Опыт Развивать тактильные ощущения. Вызвать чувство радости и удивления.
Воспитатель предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.
«Угадай, что спрятано в песке». Экспериментирование Развивать мелкую моторику рук.
Вызвать чувство радости и удивления.
Развитие любознательности у детей. Воспитатель заранее прячет в коробочке с песком игрушки и предлагает детям поиграть в песке. В ходе игры дети находят спрятанные игрушки.
«Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт Развитие слухового внимания детей.
Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.
Вызывать радость и удивление у детей. Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.
Апрель «Бумажные комочки». Эксперимент Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит. Познакомить с новым свойством бумаги – скатыванием. Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с бумагой. Научить делать из бумаги бумажные комочки.
«Тонет-не тонет». Опыт Закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь В группу входит плачущая кукла Таня.
Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?
Кукла: - Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.
Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, наши мячики тоже не тонут? Давайте узнаем. (У воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками.)
«Необыкновен-ные следы». Опыт Развитие тактильного и зрительного восприятия. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание • Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
• Развивать смекалку, любознательность.
• Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
• Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
• Вызвать чувство радости и удивления. Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
Май «Ловим рыбу сачком и удочкой».
Экспериментирование Продолжать знакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек; развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды Воспитатель обращает на них внимание ребенка, предлагая ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.
Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом
«Мой веселый, звонкий мяч» Экспериментирование Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; внимание, наблюдательность. Воспитатель. Поиграем с мячиком в прятки?
Первый эксперимент. Помять мячик в ладонях (он упругий, легкий, резиновый, опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (Мяч плавает: он резиновый)
Второй эксперимент. Дети погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (Мячик выскакивает на поверхность воды.)
«Играем с песком». Экспериментирование Развитие мелкой моторики рук.
Поднимать эмоциональное настроение у детей.
Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.
Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.
«Игра с пёрышком». Экспериментирование Создание положительного эмоционального настроения у детей.
Формировать словарь: части тела.
Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова. Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:
Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.