галина гусенко
Кружок «Крестики — нолики». Графическая работа в тетради в клетку с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г. Курчатова Курской обл.
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете И. О. Заведущего
Протокол №1 МАДОУ «Детский сад №4»
От «18» 09 2019г. ___Л. И. Захарова
Рабочая программа дополнительного образования
«Крестики – нолики»
для детей дошкольного возраста
(с 6 до 7 лет)
Срок реализации программы 1 год.
Составитель программы:
воспитатель МАДОУ
детского сада №4 «Аленушка»
Гусенко Г. А.
2019
Публикация «Кружок „Крестики — нолики“, Графическая работа в тетради в клетку с дошкольниками» размещена в разделах
Программа кружка
«Крестики - нолики»
Выполнила: Гусенко Г. А. воспитатель первой квалификационной категории.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи кружка.
3. Комплектование группы.
4. Формы организации кружка.
5. Формы работы с детьми.
6. Методы работы.
7. Время проведения кружка.
8. Перспективно-календарный план кружка.
9. Примерный план НОД
10. Программно-методическое обеспечение работы кружка.
11. Мониторинг.
1. Пояснительная записка.
Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу в кружке «Крестики - нолики».
Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.
С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более половины всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.
И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.
Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.
Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.
2. Цели и задачи кружка «Крестики - нолики» :
Цель: Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, на листе, в клеточке. Развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений из геометрических фигур.
Задачи:
• Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
• Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур.
• Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
• Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями : разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.
3. Комплектование группы.
Группа в соответствии с возрастом детей: старшая группа, подготовительная к школе группа наполняемость - 18 человек
4. Формы организации кружка.
- Индивидуальные
- Подгрупповые
-Групповые
5. Формы работы
-Беседа
-Интегративная деятельность
6. Методы работы с детьми.
-Словесные.
-Наглядные.
-Практические.
7. Время проведения кружка 15.30-16.00 пятница
8. Перспективно - календарный план кружка
Тема занятия
Цель занятия
Материал
Перспективно - календарный план кружка
«Крестики - нолики»
№ п/п месяц тема
1 октябрь 1. Мониторинг
2. Блок «Точка». Выполнение простых элементов по образцу.
Цели: продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги. Закрепить ориентировку в клеточке. Продолжать учить детей рисовать простые элементы: вести прямые линии сверху вниз, обводить клеточку, рисовать кружочки в клеточке. Развивать моторику, глазомер, внимание.
3. Зрительный диктант. Работа в тетради
Цели: продолжить учить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику.
4. Блок «Палочка». Рисование коротких и длинных вертикальных и горизонтальных линий.
Цели: Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.
2 ноябрь 1. Блок «Геометрическая фигура»
Цели: учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;
активизировать словарь слов-действий; учить образованию относительных прилагательных; закрепить названия деревьев.
развивать слуховую память.
2. Рисование наклонных линий. Закрепление навыков штриховки.
Цели: учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах.
3. Рисование уголков.
Цель: Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии.
4. Рисование бордюра
Цели: Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.
3 декабрь 1. Блок «Дуга»
Цели: учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.
2. Рисование дуг. Штриховка дугами различных видов.
Цели: учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.
3. Слуховой диктант «Дорожка».
Цель: учить воспринимать информацию и правильно выполнять графически.
4. Рисование кругов. Штриховка кругами.
Цели: учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.
4 январь 1. «Угадай-ка». Клетка - опора для создания рисунка.
Цели: учить детей, используя в качестве опоры клеточку, рисовать более сложные рисунки. Продолжать учить детей штриховать рисунки, считать клеточки.
2. Рисование квадратов.
Цель: Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.
5 февраль 1. Сопровождение. Рисование фигур и предметов из кругов.
Цели: закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию движения.
2. Рисование узоров из квадратов и кругов.
Цели: закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги. Развивать зрительное внимание и память. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Развивать творческое воображение.
3. Рисование овалов. Дифференциация круга и овала.
Цели: учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.
4. Дорисуй фигуру.
Цель: закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.
6 март 1. «Слуховые диктанты»
Цели: отрабатывать умения детей ориентироваться на листе бумаги, в клеточке. Учить детей слышать и правильно выполнять слуховой диктант.
2. Выполнение упражнений «Продолжи строчку», выполнение узоров.
Цели: Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.
3. Рисование вертушек.
Цели: Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения.
4. Рисование ломаной линии.
Цели: учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.
7 апрель 1. Работа с отдельными элементами из альбома О. А Давыдова «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления».
2. Закрепление сформированных навыков.
Симметричное рисование по клеточкам
Цели: учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.
3. Копирование рисунков по клеточкам.
Цели: Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей.
4. Закрепление сформированных навыков.
Цели: стимулировать речевое развитие детей путём активных движений пальцев рук. Закрепить умение составлять графическое изображение пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, проводить кривые, прямые (вертикальные и горизонтальные) линии по намеченному контуру.
8 май 1. Мониторинг
2. НОД (открытый показ)
9. Примерный план занятия:
1. Сообщение темы занятия;
2. Рассматривание и анализ образца;
3. Объяснение и показ способа выполнения на доске;
4. Выполнение задания.
5. Контроль и коррекционная работа;
6. Анализ выполнение работы.
10. Методическое обеспечение работы кружка «Крестики - нолики».
Перечень программ и технологий
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2010 г. -224с.
Перечень пособий
Т. С. Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр.
Т. П. Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика». Ростов «Феникс»2019 -32с.
О. А Давыдова «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления». Москва. Школьная книга 2019 -64с.
11. Мониторинг.
Мониторинг развития у детей форсированности навыков ориентировки в пространстве по основным направлениям, представлений о точке и линии как о средствах языка графики, способности освоения способов построения графических изображений геометрических фигур, разбиения фигур на части, воссоздания фигур из частей, преобразования формы фигур проводится 2 раза в год (октябрь, май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования кружка «Волшебные пальчики».
(Задания подбираются по усмотрению педагога)