Федотенкова Юлия Владимировна
Программа кружка для детей 4–5 лет «Край Родной»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский сад № 30 «Аист» города Смоленска
Принята «Утверждаю» : на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ от «31» августа 2021 г. «Детский сад № 30 «Аист»
Протокол № 1 Гапон О. А___
«31» августа 2021 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Край Родной»
Возраст детей : 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Федотенкова Юлия Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории
г. Смоленск
2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Публикация «Программа кружка для детей 4–5 лет „Край Родной“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
1. Пояснительная записка. 2
2. Учебный план…. 6
3. Содержание учебного плана…. 8
4. Календарный учебный график…. 13
5. Методическое обеспечение программы…. 16
6. Список литературы ….…. 17
1
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которым мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом,
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
1. Пояснительная записка
Данная программа имеет естественнонаучную направленность.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Актуальность программы :
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
2
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. … И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город. … Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Особенности программы :
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины-города Смоленска, как части России. На занятиях большое внимание отводится беседам с детьми, благодаря которым них формирует положительное эмоциональное отношение к «Малой Родине, ее культуре, истории, происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, бережное отношение к природе родного края.
Данная программа адресована детям среднего дошкольного возраста.
К 4-5 годам дети обладают запасом представлений об окружающем мире, который получают благодаря своей активности. В этом возрасте дети продолжают осваивать представления о своем городе, его особенностях. Проявляет интерес к родной стране. Складываются представления о содержании основных государственных, городских праздников, ярких исторических событиях.
Объем программы. На весь период обучения запланировано 32 учебных часа, необходимых для освоения программы.
3
Форма организации образовательного процесса. Очная, групповая. Занятия проводятся в игровой форме.
Занятия построены по принципу от простого к сложному. В совместной деятельности широко использую дидактические, подвижные, настольные, сюжетно – ролевые, театрализованные игры с детьми, опираюсь на основной вид детского развития – игровой. В совместную деятельность включены тематические беседы, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, альбомов, выставка предметов детского творчества. Организация совместных утренников и праздников. Прослушивание литературных и музыкальных произведений.
Срок освоения программы. Продолжительность освоения программы 1 год.
Режим занятий. Один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми средней группы 20 минут.
Цель программы : Развитие нравственной личности ребёнка, приобщение к культуре родного края.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, своей малой родине – Смоленску.
• Сформировать у детей начальные представления о жизни и быте русского народа, его традициях и культуре.
• Формировать представления о России как о родной стране, о городах России, о Москве как о столице России
Развивающие:
• Познакомить с народно-декоративным прикладным искусством, фольклором, произведениями русских поэтов.
• Обогатить речь ребенка присказками пословицами, поговорками, загадками.
• Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
• Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
4
Воспитательные:
• Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, к культурному прошлому своего города и его народу.
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения.
• Прививать чувство ответственности и гордости за достижения родного края и страны.
Основные принципы построения программы.
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в старшей и подготовительной группе, начальной школе.
6. Культуросообразность. Реализация данного принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании.
7. Вариативность и проблемность. Этот принцип предполагает использование в деятельности проблемных технологий и вариативность содержания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Планируемые результаты
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его
достопримечательностях, природных богатствах, социально - экономической
значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к
прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства
5
ответственности, гордости, любви и патриотизма. Проявляют интерес к родному краю и отражают свои знания в детских рисунках, рассказах и стихах.
У детей появляется интерес к семейным праздникам и традициям.
Проявляют уважительное отношение к людям разных национальностей, которые здесь живут и работают.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей становятся традиционными для практики дошкольного образования.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.
Работу с детьми по приобщение детей к истокам русской народной культуры в кружке, начинаю со средней группы.
Условия реализации программы
Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой 14 человек по пятницам в групповой комнате.
Формы аттестации: игровая деятельность, беседы, прослушивание литературных и музыкальных произведений.
Оценочный материал – дидактические и настольно печатные игры, рисунки.
2. Учебный план
№ п/п Название раздела, темы Количество часов
Теория/ практика
1 «Кто я?» 1
2 «Земля – наш общий дом» 1
3 «Мой город» 1
4 «Осень в моём городе» 1
5 «Профессии горожан» 1
6 «История возникновения герба родного города» 1
7 «Государственные символы России» 1
8 «Флаг РФ» 1
9 «День матери – день семьи» 1
10 «Мой край – Смоленск» 1
11 «Столица России - город Москва» 1
12 «Кто в избушке живет?» 1
13 «Новогодние игрушки» 6 1
14 «Новогодняя сказка» 1
15 Сказка «Лиса и лапоть» 1
16 «Что такое дружба» 1
17 «Как потешим мы народ» 1
18 «Времена года» 1
19 «Богатыри земли русской» 1
20 «Есть такая профессия – Родину защищать» 1
21 «Моя мама - лучше всех» 1
22 «Подарки для мам» 1
23 «Без труда – не вынешь рыбку из пруда» 1
24 Посещение комнаты «Русской старины» 1
25 «Отражение народных традиций в национальном костюме» 1
26 «Наша добрая матрешка» 1
27 Русский народный фольклор 1
28 «Великая Пасха» 1
29 «Этих дней не смолкнет слава!» 1
30 Игра-драматизация сказки «Теремок» 1
31 «Потешные игры» 1
32 «Русские посиделки» 1
7
3. Содержание учебного плана
№ п/п Тема организованной деятельности Цель деятельности
Сентябрь
1 «Кто я?» Способствовать осознанию детей своих положительных качеств. Принятие своего имени, фамилии.
2 «Земля – наш общий дом»
Формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
Октябрь
3 «Мой город» Познакомить детей с историей возникновения города Смоленска, его названия. Продолжать формировать у детей начальные представления о родном крае, достопримечательностях, названии улиц. Воспитывать любовь к родному краю.
4 «Осень в моём городе» Развивать чувство прекрасного, умение наблюдать за изменениями погоды осенью, навыки бережного отношения к природе.
5 «Профессии горожан» Закрепить знания достопримечательностей города Смоленска, название профессий, формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина».
6 «История возникновения герба родного города» Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Ноябрь
7
8 «Государственные символы России» 8
«Флаг РФ» - обрывная аппликация Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; президенте РФ; формировать уважительное отношение к государственным символам и лидеру государства, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. Учить детей изображать Российский флаг нетрадиционным способом, при помощи обрывной аппликации. Воспитывать аккуратность в работе.
9 Развлечение «День матери – день семьи» Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями, традициями, праздниками.
Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье.
Декабрь
10 «Мой край – Смоленск» Формировать у детей представление о Смоленске; воспитывать чувство любви к малой Родине.
11 «Столица России - город Москва» Рассказать детям о столице нашего государства России; познакомить с главными достопримечательностями города, воспитывать чувство любви к малой Родине.
12 «Кто в избушке живет?»
Посещение комнаты «Русской старины»
Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей, сравнить с настоящим временем.
13 Лепка из соленого теста
«Новогодние игрушки»
Дымковская игрушка «Свистунья» Познакомить детей с изготовлением дымковской игрушкой – свистулькой (вместо глины используется соленое тесто).
Формировать эмоциональную отзывчивость на изделия русских мастеров.
Январь
14 Культурно-досуговая деятельность
Праздник «Новогодняя сказка» Деть детям элементарные представления об обычаях, новогодних старинных традициях.
Развивать интерес к русским обычаям.
15 Устное народное творчество.
Сказка «Лиса и лапоть» Продолжать знакомить детей с русским народным искусством : сказки.
16
«Что такое дружба»
«Хоровод дружбы» Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к педагогам, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым.
Продолжать знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми русского, украинского и крымского, татарского народов. Обращать внимание на то, что в традициях общее, похожее, объединяющее.
Воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Смоленск. Создавать атмосферу доверия, взаимоуважения.
Февраль
17 Устное народное творчество.
Занятие-игра: «Как потешим мы народ»
Продолжать знакомить детей с русским народным искусством- фольклором: небылицами, считалками, потешками, Воспитывать стремление знать и использовать в играх устное народное творчество.
18 Занятие «Времена года» Познакомить детей с произведениями русских поэтов: времена года. Показать величие русской природы, воспитывать интерес к родной природе, любовь к русской поэзии.
19 «Богатыри земли русской»
10 Рассказать детям о богатырях русских: Илье Муромце, Алёши Поповиче и Добрыни Никитиче, познакомить детей и закрепить знания о малых фольклорных формах – былинах. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
20 «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование)
Формировать у детей представление об армии, о родах войск; воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.
Март
21 «Моя мама - лучше всех» Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им, учить отвечать на вопросы, правильно строить сложные предложения в рассказе о маме.
22 Аппликация, ручной труд
«Подарки для мам» Продолжать знакомить детей с хохломской росписью: изготовление коробочки для хранения мелких вещей. Формирование чувства сопричастности к родной семье.
23 «Без труда – не вынешь рыбку из пруда» Продолжать знакомить детей с русскими традициями, праздниками: Масленица.
Развивать интерес к русским обычаям.
24 Посещение комнаты «Русской старины»
Роспись тарелки красками.
Познакомить детей с русским народным искусством : хохломская и гжельская роспись.
Рассмотреть предметы, расписанные хохломой и гжелью.
Воспитывать у детей чувство прекрасного, фантазию, творческие способности.
Апрель
25 «Отражение народных традиций в национальном костюме» Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.
26 «Наша добрая матрешка» Воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрёшкой.
27 Русский народный фольклор (пословицы, поговорки, потешки, заклички, считалки) Расширить представления детей о русском народном фольклоре. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно - речевые навыки детей при чтение.
28 «Великая Пасха» Расширять представления о русских христианских праздниках, закреплять знания о народных традициях, воспитывать духовно-нравственные качества у детей.
Май
29 «Этих дней не смолкнет слава!»
Выставка детских рисунков ко дню Победы. Расширять представления детей об армии; формировать у детей представление о Защитниках ВОВ; воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважения к ветеранам фронта.
30 Игра-драматизация сказки «Теремок» Формировать представления о народной культуре через театрализованные представления
31 «Потешные игры» Продолжать знакомить детей с национальными играми народов Смоленска. Воспитывать стремление знать и использовать в играх устное народное творчество.
32 Развлечение
«Русские посиделки»
Закрепить знания детей о русской народной культуре. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.
12
4. Календарный учебный график
№ п/п Месяц
Число Время проведения занятия Форма занятия* Кол-во часов
Тема занятия Место прове дения
1.
2. сентябрь 17.09
24.09 12.00-12.20
15.40-16.00 гр.
гр.
1
1
группа
группа
1.
2.
3.
4. октябрь 01.10
08.10
15.10
22.10
12.00-12.20
15.40-16.00
12.00-12.20
15.40-16.00 гр.
гр.
гр.
гр.
1
1
1
1
группа
группа
группа
группа
1.
2.
3.
4. ноябрь 12.11
19.11
26.11 12.00-12.20
15.40-16.00
12.00-12.20
гр.
гр.
гр.
1
1
1
группа
группа
группа
1.
2.
3.
4. декабрь 03.12
10.12
17.12
24.12
15.40-16.00
12.00-12.20
15.40-16.00
12.00-12.20
гр.
гр.
гр.
гр.
1
1
1
1
группа
группа
ком.
стар
группа
1.
2.
3. январь 14.01
21.01
28.01
15.40-16.00
12.00-12.20
15.40-16.00
гр.
гр.
гр.
1
1
1
группа
группа
группа
1.
2.
3.
4. февраль 04.02
11.02
18.02
25.02 12.00-12.20
15.40-16.00
12.00-12.20
15.40-16.00
гр.
гр.
гр.
гр.
1
1
1
1
группа
группа
группа
группа
1.
2.
3.
4. март 04.03
11.03
18.03
25.03 12.00-12.20
15.40-16.00
12.00-12.20
15.40-16.00
гр.
гр.
гр.
гр.
1
1
1
1
группа
группа
группа
ком. стар
1.
2.
.3
4.
апрель 01.04
08.04
15.04
22.04 12.00-12.20
15.40-16.00
12.00-12.20
15.40-16.00
гр.
гр.
гр.
гр.
1
1
1
1
группа
группа
группа
группа
1.
2.
3.
4. май 06.05
13.05
20.05
27.05
12.00-12.20
15.40-16.00
12.00-12.20
15.40-16.00
гр.
гр.
гр.
гр.
1
1
1
1
Итого:32
группа
группа
группа
группа
1 академический час равен 20 минутам
*Форма занятия (групповая)
15
Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
• дидактические и наглядные пособия;
• компьютер, мультимедийный проектор;
• методическая литература;
• репродукции картин;
• фотоальбомы «Моя семья»; «Мой любимый город Смоленск»; «Моя страна»;
• художественная литература;
• карта и символика России.
Описание используемых методик и технологий:
а) методы обучения: наглядный, словесный, игровой, исследовательский, проблемный, объяснительно-иллюстративный; методы воспитания: поощрение, упражнение, похвала.
б) форма организации образовательного процесса: групповая.
в) формы организации учебного занятия: игра, наблюдение, рассказ, объяснение, беседа, продуктивная деятельность (рисование, рассматривание, исследовательская деятельность, тематический вечер, экскурсия.
г) педагогические технологии: технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности.
16
Список литературы
1. "Ознакомление с природой в детском саду" Соломенникова О. А. Мозаика-Синтез, 2016.
2. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.
3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
4. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. Система патриотического воспитания в ДОУ.
5. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6.
6. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6.
7. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2.
8. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10.
9. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.
10. Л. А. Кондрыкинская. С чего начинаеися Родина: творческий дом 2003.
11. М. Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
12. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живём в России// ООО Скрипторий. 2007.
13. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006.
14. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. Родной край.
15. Р. С. Буре. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду.
16. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред.. - М. : ТЦ «Сфера»,2005
17. Система патриотического воспитания в ДОУ. /Авторы-составители и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
18. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10.
19. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10.
20. Т. А. Бундарина. Знакомство детей с русским народным творчеством.