Наталья Плахтеева
Кружок «Истоки». Конспект НОД в подготовительной группе «Осенний народный праздник Кузьминки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к истории и традициям православной культуры через знакомство с русскими народными праздниками.
Программные задачи
- Рассказать о старинном народном празднике «Кузьминки»;
- познакомить с традициями, связанными с этим праздником;
- продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами –
прибаутками, пословицами и поговорками и старинными
Публикация «Кружок „Истоки“, Конспект НОД в подготовительной группе „Осенний народный праздник Кузьминки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
народными детскими играми;
- обогащать словарь детей старинными названиями осенних месяцев;
- воспитывать любовь к истории и традициям русской культуры.
Предварительная работа
- Беседа на тему «Осенние изменения в природе».
- Рассматривание иллюстраций русского художника И. И. Левитана «Вечерний
звон», «Золотая осень».
- Разучивание песен «Варэнички», повторение песни «Во кузнице».
- Знакомство с предметами традиционного женского рукоделия.
- Творческие работы детей «Осень золотая» в разных техниках аппликации.
- Беседа о семейных праздниках и традициях.
Материал к непосредственно образовательной деятельности
- Мультимедийная презентация «Осенние народные праздники на Руси».
- Репродукции картин русских художников.
- Музыкальное оформление: аудиозапись произведений П. И. Чайковского
из цикла «Времена года» «Ноябрь»; аудиозапись песен «Варэнички», «Во
кузнице».
- Традиционная тряпичная кукла «Кузьма и Демьян».
- Выставка предметов женского рукоделия.
Раздаточный материал
- картонная заготовка подковы;
- нитки для вязания цветные;
- цветы и листья из бумажных салфеток для украшения подков;
- клей, кисточки.
Интегрируемые образовательные области
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Ход деятельности
Педагог приветствует детей. Здравствуйте, ребята! Как в старину говаривали: «Здравствуйте, гости дорогие, да желанные! Тепло ли Вам, уютно ли Вам? Ребята, за окном гуляет одинокий холодный ветер. Уже поздняя осень. Какие осенние месяцы вы знаете?
(Ответы детей)
А в старину сентябрь называли рябинник, хмурень, а октябрь – листобой, свадебник. А какой сейчас месяц?
(Ответы детей)
Правильно, ноябрь за окном, месяц студеный (очень холодный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц – «Грудень».
Русский народ и поговорки о ноябре придумал:
«Не сковать реку зиме без ноября – кузнеца»,
«Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».
А мы сегодня собрались вместе чтобы поговорить, повеселиться, да поиграть. Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. А назывались эти вечера посиделками. И посвящены наши посиделки Кузьминкам, которые названы так в честь святых угодников Кузьмы и Демьяна. А знаете, почему наши посиделки посвящены именно этому празднику?
Праздник «Кузьминки» старинный русский народный праздник, который отмечался 14 ноября как день проводов осени и встречи зимы. В старину люди в это время отмечали окончание работ в поле и огороде и приступали к делам домашним. На Руси считалось, что с этого дня начинаются первые морозы. Об этом морозе сохранилось много народных примет.
Послушайте ноябрьские народные приметы:
- Снежный день 14 ноября обещает будущей весной большой разлив.
- Демьянов путь - не путь, а только перепутье.
- Кузьма закует, а лишь Михайло раскует. (На 21 ноября бывает
оттепель)
- Не заковать реку зиме без Кузьмодемьяна.
- Если на Кузьмодемьяне лист остается на дереве, то на другие дни будут
морозы.
- «Козьма и Дамиан с гвоздем».
Святые братья Кузьма и Демьян считались в народе Божиими кузнецами. Их инструментом был кузнечный молот (большой тяжёлый молоток). Кузьминки были праздником кузнецов. В народе есть поговорка: “Без них зиме и реку не заковать”. Они были кузнецами, которые ходили по селам, помогали людям, а платы за свою работу не брали, делая добро просто так, от души. Народ считал Кузьму и Демьяна покровителями кузнечного искусства и женского рукоделия.
Ребята, кто знает, чем занимались кузнецы?
(Ответы детей)
(Педагог и дети под аудиозапись поют песню «Во кузнице»)
А какие виды женского рукоделия вы знаете?
Ответы детей (вязание, шитье, вышивание, прядение). Правильно.
Ещё одним из видов женского рукоделия является изготовление тряпичных кукол. Есть кукла и для этого праздника. Она так и называется – «Кузьма и Демьян». Ещё их называют «Неразлучники».
Этой куклой не играли, а располагали над рабочим местом и оставляли на весь год до следующего праздника.
Педагог показывает детям куклу «Кузьма и Демьян» из коллекции кукол музея кружка «Истоки».
Одним из основных блюд «Кузьминских вечеринок» была куриная лапша и другие блюда из курятины. А вот молодежь в эти дни не ограничивалась едой, чаем с печеньем. Они собирались вместе, пели весёлые песни, плясали.
А как это было, я вам сейчас расскажу, только вы будете не просто зрителями, а будете принимать участие в наших посиделках. Хотите?
Педагог. Ребята, когда гости приходили в дом, они говорили:
- «Дома ли хозяйка? Можно ли войти? Добрый день в вашу хату!»
А хозяева издавна на Руси дорогих гостей встречали хлебом – солью и говорили:
- «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!» (приветствие с поклоном). Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважение, любовью и заботой встречали гостей.
Гости:
- «Веселья вам да радости!»
Хозяйка:
- «Уж давно вас поджидаем, праздника не начинаем! У нас для каждого есть местечко и доброе словечко!»
- «Гости дорогие, а не хотите лапши откушать, конфеточек и пряничков, да песенку послушать?»
(Исполняется народная песня «Варэнички»)
После того, как гости отведают угощения, начинается веселье.
Хозяйка:
- «Ну а какой же праздник без игры! Айда, играть, надо ножки поразмять»
Игра «Уголки» (Педагог предлагает детям поиграть)
Описание игры.
Участвуют 5 игроков: четверо занимают углы, а один - в центре. Задача детей в углах - постоянно перемещаться, меняясь друг с другом. А тот ребёнок, который находится в центре квадрата, старается во время их перебежки занять место в уголке. Кто прозевает свой угол - становится в центр.
Педагог. Ребята, вы знаете, есть очень старинная русская игра. Но мы с вами хорошо её знаем, любим и часто играем. Она называется «Молчанка».
Игра «Молчанка»
Описание игры.
Выбирают ведущего, остальные садятся вокруг него и поют:
«Кони, кони, кони
Сидели на балконе,
Чай пили, ложки били,
По-турецки говорили:
Чаби-чаляби, чаляби-ляби, ляби!
Мы набрали в рот воды
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Шишка небольшая,
Просто золотая!»
После того, как спели последние слова, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – смешными гримасами, движениями, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, он отдает водящему свой фант.
В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поют песни, танцуют, загадывают загадки, скачут на одной ножке.
Педагог. Ребята, после игр все гости опять садились за накрытый стол и шутливо переговаривались.
- Играть — не устать, не ушло бы дело!
- Звенят бубны в ушах, да во рту пусто.
- С шуткой и смехом делать дело с успехом.
Хозяйка ставила на стол новые блюда, гости угощались, посиделки продолжались. Затем гости задавали загадки хозяевам.
- В огне не горит и в воде не тонет. (Лед.)
- Я — вода, по воде же и плаваю. (Лед.)
- Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Метель.)
А хозяева в долгу не остаются. Наперебой поговорки говорят.
- Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
- Куй железо, пока горячо.
- Золотое слово — вовремя сказанное.
- Смелость города берет.
- Любишь кататься — люби и саночки возить.
Так и походило время - все весело плясали, шутили, загадки загадывали. Время незаметно проходило. Вот и промчались посиделки - пора и по домам!
Хозяева:
-«Вот настал момент прощаться,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свиданья.
До счастливых новых встреч!»
Милости просим в гости ещё!»
Ребята, когда ваши прабабушки и прадедушки были молодыми, они вот так встречали и праздновали народный праздник «Кузьминки».
Итог деятельности
Вопросы детям.
- О каком народном празднике вы сегодня узнали?
- Кто были Кузьма и Демьян?
- Чем они занимались?
- Как назывались народные праздники, когда вечерами люди в гостях играли, шутили, угощались?
- Как издавна называют русский народ?
Художественно – творческая деятельность
Поделка из бумаги «Подкова на счастье»
Педагог. Ребята, на Кузьминки отмечался День кузнецов Кузьмы и Демьяна. Мы с вами уже говорили о том, кто такие кузнецы и чем они занимались. Давайте сделаем и мы с вами подковку-сувенир на память о наших сегодняшних посиделках.