Кулак Светлана Александровна
Кружок «Играем в учёных!» для настоящих исследователей.
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Играем в учёных!»
в подготовительной к школе группе.
Пояснительная записка.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Публикация «Кружок „Играем в учёных!“ для настоящих исследователей,» размещена в разделах
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления, учит наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
С учётом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребёнка разработан кружок «Играем в учёных!».
При систематизации и подборе разделов программы использован принцип «от простого к сложному».
Программа кружка.
На основе предложенного программой "Детство" под редакцией В. И. Логинова, Т. И. Бабаева примерного содержания детского экспериментирования составлен перспективный план занятий на 1 год.
Программа рассчитана на детей 6 - 7 лет и включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся с небольшими подгруппами, с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, 2 раза в месяц продолжительностью 25 – 30 минут по 2 – 3 эксперимента (в зависимости от сложности).
На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации с родителями («Организация и проведение экспериментов с дошкольниками», «Содержание уголков экспериментальной деятельности», «Экспериментирование – один из ведущих видов деятельности»).
Количество детей в группе - 11 человек.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предположения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, необходимо сообщить им цель или задачу, которая должна быть решена, дать время на обдумывание и затем привлечь детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
После эксперимента дети самостоятельно приводят в порядок рабочее место — чистят и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор и моют руки с мылом.
С целью развития детского экспериментирования в группе создаются следующие условия:
Оборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
• Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, земля, торф, песок, ракушки, перья, шишки, каштаны, спилы деревьев и т. д.);
• Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
• Разные виды бумаги, пластилин;
• Красители пищевые и не пищевые;
• Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
• Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д.);
• Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито, свечи).
• Детские фартуки;
• Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
• Схемы проведения опытов.
Структура:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.
Результатом реализации программы является опыт самостоятельной деятельности, приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. Сформированность у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества, знания о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.); представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.). Опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
«Экскурсия в детскую лабораторию».
Рассказала детям кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; о культуре поведения в детской лаборатории. Дети с интересом рассматривали предметы (колбы, пипетки, стаканчики разного размера, лупы, микроскопы и т. д., находящиеся в детской лаборатории.
Сделали вывод, что будем проводить эксперименты для того, чтобы узнать много нового, т. е. делать опыты, как это делают ученые. Но при этом необходимо соблюдать правила поведения и технику безопасности.
«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем». Дети закрепили представление об органах чувств, их назначении. Дети с удовольствием нюхали (лук, апельсин, пробовали (лимон, сахар, отгадывали на ощупь (свеклу, морковь, называли предмет, с помощью которого издан звук (дудка, свисток, барабан). При этом они называли с помощью чего всё было угадано.
«Почему всё звучит?»
Подвела ребят к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Использовали при этом стеклянный стакан, бубен, бумагу, гитару, деревянную линейку, погремушку.
Сделали вывод, что звук продолжается до тех пор, пока продолжается колебание.
«Угадай – ка»
Дети узнали, что предметы имеют вес, который зависит от материала. С закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определяли, лёгкий он или тяжелый.
Сделали вывод, что у тяжелого предмета звук от удара громче.
Также определяли, лёгкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета.
Сделали вывод, что у тяжелого предмета всплеск сильнее.
«Какая бывает вода?»
Ребята познакомились с принципом работы пипетки, учились действовать по алгоритму, уточнили представления о свойствах воды.
Сделали вывод, что вода прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.
«Подушка из пены»
Дети развивали представление о плавучести предметов в мыльной пене.
Сделали вывод, что плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести.
«Что такое масса?»
Ребята познакомились с прибором для измерения массы – чашечными весами, научились способам их использования.
Сделали вывод, что у каждого предмета есть масса, т. е. вес.
«Хитрости инерции»
Ребята познакомились с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции (стакан с водой поставили на лист бумаги, лежащий на столе. Когда дети резко выдернули бумагу из - под стакана, стакан стоял неподвижно и стремился сохранить свою неподвижность. Это и называется инерцией). Также увидели возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличить сырые яйца от вареных).
«Воздух работает»
Ребята обнаружили, что если на лодочке есть парус и на неё подуть, то лодочка будет двигаться быстрее, чем она была бы без паруса, так как на парус давит воздух. А воздушный шарик будет тогда двигаться, когда его надуть и отпустить, потому что воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
Сделали вывод, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).
«О «дрожалке» и «пищалке»
Дети узнали о том, что каждый шум, который мы слышим, произведен неким колебанием или очень быстрым движением вперед-назад. Звуки перемещаются в виде волн. Когда кто-то говорит с тобой, колебания проходят через его рот в воздух и создают вибрацию воздуха. Колебания достигают уха в виде звуковых волн, и мы воспринимаем их как звук.
Сделали вывод, что причиной возникновения звука является дрожание предметов. Если предметы неподвижно лежат, то никаких звуков мы не слышим.
«Как сделать звук громче?»
Ребята узнали, что звук непременно должен бежать по чему - нибудь: по воде, по металлу, по проводу, а чаще всего по воздуху. Если звуковые волны не рассеиваются, то звук разносится на более дальнее рас -
стояние.
Сделали вывод, что звук мы слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается звук с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.
«Можно ли менять форму камня и глины»
По модели обследования предмета дети выясняли, можно ли изменить форму предложенных природных материалов (камень, глина). Для этого они нажимали пальцем на глину, камень, катали в ладонях, тянули в разные стороны, делили на части.
Сделали вывод, что глина - влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить, а камень - сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части.
«Чем можно измерять длину?»
Ребята узнали что, первая в мире единица измерения названа метром. Метр был создан двести лет назад во Франции. Сегодня многие страны пользуются метром. Метр разделен на сантиметры. В одном метре сто сантиметров. Дети измеряли с помощью линейки, сантиметровой ленты различные предметы.
Сделали вывод, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения. Расширили представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомились с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
«Фокусы с магнитами»
Детям предлагались магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывали в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает.
Сделали вывод, что магнит притягивает только металлические предметы.
«Песочная страна»
Ребята с помощью лупы рассматривали песок и узнали, что песчинки маленькие, полупрозрачные круглые, не прилипают друг к другу. Познакомились со способом изготовления рисунка из песка.
Сделали вывод, что свойствами песка являются - сыпучесть, рыхлость. Из мокрого песка можно лепить, а сухим песком можно рисовать.
«Испытание магнита»
Ребята познакомились с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявили материалы, которые могут стать магнетическими.
Сделали вывод, что не все материалы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.