Екатерина БОРОНСКАЯ
Кружок для детей подготовительной группы «В мире сказок»
на основе авторской программы О. А. Шороховой
Регламент:
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Четверг: 15.30
Длительность занятий 30минут.
Категория обучаемых: 6-7 лет.
Пояснительная записка.
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Публикация «Кружок для детей подготовительной группы „В мире сказок“» размещена в разделах
Таким образом, нарушение логики и последовательности в изложении, употребление однотипных связей, многочисленное присутствие элементов, пауз, лишних движений, интонационная и лексическая невыразительность негативно отражаются на развитии личности ребёнка.
Эти исследования обусловили выбор средств для работы коррекционно-развивающего кружкка :
- Сказкотерапии;
- Упражнения на развитие речевого дыхания;
Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
СКАЗКОТЕРАПИЯ ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА :
Программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование, пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.
В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками.
1. Познавательно-аффективная ориентировка.
Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.
2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.
Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движения И ритмического рисунка.
Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.
3. Выражение замещающей потребности.
Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний — потребностей в играх-фантазиях по сказке.
Игровые приемы: для старшего дошкольного возраста — фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.
Особое место отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании — углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах; в словесном рисовании — подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой — качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству.
Словесная режиссерская игра. Данный метод преследует три основные задачи.
1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?», — позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки.
С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребенка при восприятии музыкальной пьесы, имеющей похожие ритмическую организацию и динамические оттенки, образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без труда описывает музыкальные впечатления эпитетами.
Дети старшего дошкольного возраста не только вспоминают сю-жеп ПО музыкальной композиции, но и формируют собственное отношение к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений.
2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.
С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных.
Для старших дошкольников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях.
Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.
3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений.
Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова.
Старшие дошкольники могут продолжить фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.
Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.
1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.
Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера пантомимических этюдов. Дети могут показывать и. не только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.
Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.
2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.
Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми он обсуждает разные варианты того, как в ритмическом виде воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора друзей, примирение, радость от встречи).
Взрослый предварительно обсуждает особенности представления образа в ритмическом упражнении. Под влиянием совместного обсуждения дети изучают различные состояния, учатся управлять ими, а также овладевают азбукой выражения эмоций в ритме.
Постепенно у ребят формируется умение ритмизировать движения и эмоции человека, животных, образ предметов и растений, погодные явления. Старшие дошкольники уже способны более глубоко осмысливать переживания сказочных героев и воспроизводить ритм, в котором эти чувства протекают.
Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.
1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий 'национальный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев помогают вопросы, предлагаемые после сказки.
2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.
Для лучшего осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым высказываниям-комментариям. Если кто-то затрудняется в составлении комментария, можно помочь подсказывающими вопросами. На первых порах не следует требовать от дошкольников полных ответов, целесообразно ограничиться простыми предложениями. Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию и комментированию пантомимических этюдов. Интерпретируя выполненные сверстником действия, ребята не только учатся высказывать самостоятельные суждения, но анализировать и замечать, в исполнении какого движения были допущены неточности, ошибки.
Игры на угадывание эмоциональных образов по ритмизации подразумевают определенную сознательность и некоторые усилия. Опорой для правильных ответов служат наводящие вопросы воспитателя. В таких играх дети описывают отображаемые образы сказки с помощью глаголов (убежал, горюет, бранится, прилагательных (маленький, большой, капризная, веселая, грустная, наречий (громко, тяжело, легко, весело, шумно, тихо). Подобные упражнения активизируют разнообразную лексику, сосредоточивают внимание дошкольников на значении слова, способствуют развитию самоконтроля.
Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами лети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Подобные творческие задания рекомендованы для старших дошкольников. К этому возрасту у детей накапливается значительный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам; активно развивается воображение, стимулирующее творческие проявления. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под ее впечатлением ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в сказкотерапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю.
Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу ею мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Цель: Воспитание правильного физиологического и речевого дыхания.
Предполагаемый результат работы кружка :
Развитие личности и речи дошкольников по следующим направлениям:
1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное отреагированис собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
6. Связная речь: продолжения фраз взрослого — через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Условия пространства и времени
Место для проведения сказкотерапии — отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).
Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, понадобятся лишь стульчики для группы детей и стул для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.
Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на эффекте сеансов сказкотерапии.
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25—30 минут.
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• ноутбук.
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Форма работы:
• Совместная деятельность с педагогом.
План
Месяц/ неделя название цель литература
сентябрь
II «Зайка –зазнайка» 1. Словестная режиссерская игра:
- знакомить с фразеологизмами (задирать нос)
- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях
2. психогимнастика:
-развивать умение произвольно напрягать расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. О. А. Шорохова
Стр70
III «Зайка –зазнайка» (словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций) 1. Психогимнастика
–учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев их эмоциональные ситуации и аффективные состояния.
2. Словесное комментирование
3. –довести до детей замысел сказки
- развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов. О. А. Шорохова
Стр73
IV Зайка –зазнайка»
(выражение замещающей потребности) 1. учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации
-учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в проблемной ситуации. О. А. Шорохова
Стр75
октябрь
I Рассказывание русской народной сказки «Лиса и козел» -дать представление о жанре сказки, сказочниках
-помочь детям понять замысел сказки
-учить отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки. О. А. Шорохова
Стр129
II Предсказывание сказки «Лиса и козел» -познакомить детей с особенностями композиции сказок
-учить пересказывать текст от лица лисы, козла.
-учить понимать значение слов, характеризующих движения героев О. А. Шорохова
Стр131
III Рассказывание сказки С. В. Михалкова
«Упрямый козленок» -дать представление о жанре сказки, которые бывают народными и авторскими
учить отбирать условные заместители
- О. А. Шорохова
Стр135
IV Предсказывание сказки «Лиса и козел» -познакомить детей с особенностями композиции сказок
-учить пересказывать текст от лица лисы, козла.
-учить понимать значение слов, характеризующих движения героев О. А. Шорохова
Стр131
«Непослушный Ваня» -помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа
-учить передавать ритмизацией движения героев сказки О. А. Шорохова
Стр83
ноябрь
I «Непослушный Ваня» -помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа
-учить передавать ритмизацией движения героев сказки О. А. Шорохова
Стр83
II Рассказывание сказки С. В. Михалкова
«Упрямый козленок» -дать представление о жанре сказки, которые бывают народными и авторскими
учить отбирать условные заместители
- О. А. Шорохова
Стр135
III Придумывание загадок о литературном герое -учить детей при составлении загадок использовать свои знания о внешнем виде животных, придумывать загадки об одном их них в разных сказках
-упражнять в образовании существительных, прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами О. А. Шорохова
Стр137
IV Игра-драматизация русской народной сказки «Лиса и козел» -развивать у детей умение собрать воедино, обобщить имеющиеся в тексте авторские детали, комбинировать их, создавать психологические портреты героев в определенных ситуациях
-активизировать в речи образные выражения из сказки О. А. Шорохова
Стр141
декабрь
I «Малыш- трусиш» -помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа
-учить передавать ритмизацией движения героев сказки О. А. Шорохова
Стр89
II «Малыш- трусиш» Учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев
-довезти до детей замысел сказки
-активизировать в речи образные выражения и фразеологизмы. О. А. Шорохова
Стр92
III «Малыш- трусиш» -развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров
-учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих ситуациях О. А. Шорохова
Стр94
IV «Волшебные слова» -подводить к умению выразительно интонировать с разной силой реплики героев в проблемных ситуациях
-развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров О. А. Шорохова
Стр76
январь
II Коллективное рассказывание сказки по серии сюжетных картин «друзья» -развивать умение логически переходить от одной картинки к другой
-дополнять предложения антонимами О. А. Шорохова
Стр143
III Сочинение частушек -познакомить детей с жанровыми особенностями частушек, развивать умение придумывать частушки о главных героях сказки «Лиса м козел»
-формировать умение понимать значение фразеологизмов, образных выражений О. А. Шорохова
Стр147
IV Придумывание небылиц, игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козел» -учить детей сочинять нелепицы про козла и лису
-придумать другую концовку к сказке
-формировать умение находить смысловые несоответствия в тексте, аргументировать свои суждения О. А. Шорохова
Стр150
февраль
I Рассказывание украинской народной сказки «Колосок» -помочь детям понять замысел сказки
-учить аргументировать и оценивать поступки персонажей их взаимоотношения О. А. Шорохова
Стр153
II Предсказывание украинской народной сказки «Колосок -познакомить детей с особенностями композиции сказок
-учить пересказывать текст от лица лисы, козла.
-учить понимать значение слов, характеризующих движения героев О. А. Шорохова
Стр155
III Игра драматизация украинской народной сказки «колосок» -подвести к выразительному исполнению взятой на себя роли, озвучиванию слов автора
-активизировать в речи фразеологизмы
-учить использовать глаголы, характеризующие нарастание действия О. А. Шорохова
Стр158
IV Ознакомление с новым жанром-басней. «стрекоза и муравей» -познакомить детей с басней, ее жанровыми особенностями, подвести к пониманию ее аллегории, воспитывать чуткость к образному строю ее языка О. А. Шорохова
Стр171
март
I Игра-фантазирование салат из сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Лиса и козел» -познакомить детей с новым приемом создания сказки «салат из сказок»
-учить последовательно, связно рассказывать придуманную сказку путем совмещения героев и событий разных сказок О. А. Шорохова
Стр190
II Рассказывание мордовской сказки «Как собака друга искала» -помочь детям понять замысел сказки
-учить оценивать поступки героев в разных ситуациях, аргументировать суждения О. А. Шорохова
Стр192
III предсказывание мордовской сказки «Как собака друга искала» -учить детей последовательно воспроизводить сказку по схеме О. А. Шорохова
Стр193
IV Показ плоскостного театра по мордовской сказке «Как собака друга искала» -развивать умение создавать психологические портреты героев в проблемных ситуациях на основе обобщения имеющихся в текстедеталей О. А. Шорохова
Стр195
апрель
I Составление рассказа «У меня пропал щенок» -учить составлять связный рассказ по предложенному плану О. А. Шорохова
Стр196
II Чтение басни
Л. Н. Толстого «Собака и ее тень» -учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы. О. А. Шорохова
Стр198
III Придумывание сказки «Машенька и щенок» -учить связно, последовательно рассказывать сказку по временной модели О. А. Шорохова
Стр199
IV Сказкотерапии : «Страна солнца» -помочь детям представить собственную позицию в выборе персонажа О. А. Шорохова
Стр96
май
I Сказкотерапии : «Страна солнца» -учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев О. А. Шорохова
Стр98
II Сказкотерапии : «Кривляки» -учить передавать ритмизацией характер героя
-развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров О. А. Шорохова
Стр102
III Сказкотерапии : «Кривляки» Учить отражать собственные состояния в ритме, движении, интонации О. А. Шорохова
Стр106