Виктория Жарова
План кружковой работы «Занимательная сенсорика» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Занимательная сенсорика»
План кружковой работы «Занимательная сенсорика»
во второй младшей группе
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Публикация «План кружковой работы „Занимательная сенсорика“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).
Цель кружковой работы :
Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
Расширить представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
Продолжать формирование познавательной активности детей с помощью игр, дидактических упражнений, экспериментов, игровых заданий и поручений.
Закрепить понятие слов: «форма», «цвет», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.
Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений.
Ожидаемый результат:
обогащение активного и пассивного словаря детей;
познавательный интерес к занятиям в кружке;
Подготовительный этап:
Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.
Подготовка атрибутов, дидактического материала.
Основной этап:
Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе
Заключительный этап:
Мониторинг эффективности занятий в кружке.
Подготовка презентации, стенгазеты для родителей по итогам.
Приложения:
1. Учебно-тематический план кружковой работы.
2. Календарное планирование кружковой работы.
Приложение 1.
Учебно-тематический план
кружковой работы на (2023-2024г.)
№
п/п Тема Цель Продолжи тельность
СЕНТЯБРЬ
1 Дидактическая игра «Спрячь мышонка». Продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их называниями. Формирование умения индикации цвета. 10-15 мин.
2 Дидактическая игра: «Птичка в клетке». Закрепить знания детей об основных геометрических формах (круг, квадрат, треугольник). Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. Формирование умения идентификации формы. 10-15 мин.
3 Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек» Продолжать знакомить детей с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Развивать умение выделять параметры величины предметов. 10-15 мин.
4 Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме». Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы. 10-15 мин.
ОКТЯБРЬ
1. «Спрячь зайку от лисы» - цвет.
Продолжать формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы. 10-15 мин.
2. «Кто где спит» - форма. Продолжать знакомство детей с тремя геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу. 10-15 мин.
3. «Игра с мячами» - величина Продолжать формировать умение выделять параметры величины предметов. 10-15 мин.
4. Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина. Развивать навыки подбора фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закрепление знания цветовых оттенков. 10-15 мин.
НОЯБРЬ
1. Окраска воды – цвет.
Продолжать знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». 10-15 мин.
2. Какой формы предметы в нашей группе Развивать навык зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.
10-15 мин.
3. Построим башню Продолжать формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой. 10-15 мин.
4. Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина. Закрепить знания основных цветов. Развивать навыки выделения цвета с отвлечением от других признаков предмета. 10-15 мин.
ДЕКАБРЬ
1. «Украшение для ёлочки» - цвет.
Закрепить представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.
10-15 мин.
2. «Новогодние елочки» - величина. Продолжать формировать умение детей использовать мерки для определения параметров величины.
10-15 мин.
3. «Составные картинки» – форма.
Продолжать формировать умение расчленять изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. 10-15 мин.
4. Лото «цвет и форма».
Развивать навыки ориентировки на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина).
10-15 мин.
ЯНВАРЬ
1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.
Закрепить представление об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины. 10-15 мин.
2. Дидактическая игра «Магазин» - форма. Закрепить умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. 10-15 мин.
3. Дидактическая игра «Кто выше» - величина. Продолжать знакомство с правилами соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета.
10-15 мин.
ФЕВРАЛЬ
1. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.
Закрепить знания основных цветов, умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов.
10-15 мин.
2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина. Закрепить навыки выделения параметров величины предметов. 10-15 мин.
3. «Построим башню» - величина. Продолжать формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить 2-3 ряда величин между собой.
10-15 мин.
4. Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина. Продолжать знакомство детей с системой цветов, включая голубой цвет.
10-15 мин.
МАРТ
1. Игровые поручения – цвет и величина.
Развивать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. 10-15 мин.
2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.
Закреплять умение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие. 10-15 мин.
3. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.
Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Продолжать формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей.
10-15 мин.
4. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.
Развивать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы.
10-15 мин.
АПРЕЛЬ
1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.
Продолжать формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Приучать точно и старательно выполнять поручения группы. 10-15 мин.
2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.
Продолжать формировать умение приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства. 10-15 мин.
3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет. Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. 10-15 мин.
4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».
Продолжать формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «впереди», «позади». 10-15 мин.
МАЙ
1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.
Закрепление пройденного материала 10-15 мин.
2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».
10-15 мин.
3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.
10-15 мин.