Виктория Кудрявцева
Кружковая работа «Восприятие мира прекрасного посредством нетрадиционных форм рисования»
▼ Скачать +Заказ
Восприятие мира прекрасного через нетрадиционные формы рисования
Цель:
Способствовать развитию эстетических качеств и художественно - творческих способностей детей в нетрадиционных способах изодеятельности.
Задачи:
Публикация «Кружковая работа „Восприятие мира прекрасного посредством нетрадиционных форм рисования“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
1. Дать детям понятие о кружке «Мастерская Кляксы» - рисование нетрадиционными способами. Что это такое?
2. Познакомить с материалами, которые дети будут использовать в своей работе.
3. Учить правильно пользоваться и обращаться с этими материалами, работать аккуратно.
4. Показать детям, какие есть способы нетрадиционного рисования, и познакомить с теми способами, которые приемлемы для детей.
5. Упражнять в рисовании пальчиками, ладонью, кистью, растительным материалом, нитками, тычком, зубной щеткой, поролоном, ватными палочками, крупой и т. д.
6. Продолжать закреплять основные цвета.
7. Развивать мелкую моторику рук.
8. Развивать воображение, фантазию, интерес, эстетическое восприятие, желание создавать красивое, желание радоваться своей работе.
9. Воспитывать аккуратность в работе.
Работа с детьми была направлена на развитие у детей умений и навыков в области изобразительной деятельности, развитие творческой активности, желание рисовать.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование, заключает в себя большие возможности и включается в педагогический процесс с 1 младшей группы. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Рисование является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В изобразительной деятельности продолжают формироваться сенсорные процессы, обогащается сенсорный опыт, уточняются и расширяются представления о тех предметах, объектах и явлениях, которые детям предстоит изображать.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие общей моторики и мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речь. В своей работе я наметила основные направления реализации работы по изодеятельности.
В связи с этим, я стала заниматься с детьми в кружке «Мастерская Кляксы» (рисование, с использованием нетрадиционных способов) и создала условия, при которых на протяжении всей изобразительной деятельности поддерживался высокий уровень активности и работоспособности детей. Спланировала свою работу так, чтобы мои занятия по рисованию повысили интерес детей к изобразительной деятельности. Через кружок «Мастерская Кляксы» я старалась показать и научить детей использовать в рисовании разнообразные нетрадиционные материалы и технику, различные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа. В своей работе использовала разнообразные техники: набрызг, тычкование, использование ватных палочек, спичек, выдувание трубочками, тампонирование, печатанье растительным материалом по бумаге и ткани, рисование пальчиками, ладонью, ребром ладони, использовались опилки, яичная скорлупа, макароны.
Соответственно, техникам рисования, был подобран изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые и простые мелки, фломастеры, бумага, разного вида посыпки, крупа, свечи, песок, макароны и др. Такой подбор позволяет по - разному манипулировать и создавать разнообразные предметы и сюжеты, влиять на выразительность рисунка, параллельно развивая мелкую моторику пальцев.
Создание картин (предметов) из макарон, фасоли, риса, гороха, сыпучих материалов, способствует развитию навыков художественного конструирования, вкуса, пальчиковой моторики, так как, чтобы удержать в пальцах маленькую макаронинку, нужны умелые и ловкие руки. А еще труднее нанести на нее клей и поместить в нужное место на бумаге. Используемые на игровых занятиях кружка такие методы и приемы как, беседы, вопросы, наблюдения за окружающей действительностью, чтение художественных произведений, рассматривание картин способствовали расширению пассивного и активного словаря, так как дети самостоятельно проговаривают процесс деятельности.
В своей работе я продолжаю использовать упражнения, направленные на развитие пальчиков и кисти руки. С этой целью провожу особые игры – массажи. Девочкам очень нравится игра «Собираемся на бал». В этой игре используются разнообразные массажи: головы – укладывание прически, массаж мочек ушей – вдевание сережек, легкий массаж шеи – примерка бус, массаж пальцев – надеваем на пальчики кольца, массаж запястья – надевание браслета. Для мальчиков аналогичная игра «Турнир рыцарей».
Учитывая особенности детей, которым иногда трудно сосредоточится на выполнение отдельных заданий, видя их усталость, рассеянное внимание, предлагаю детям физкультминутки и упражнения для глаз.
По - разному относятся дети и к передаче цвета в рисунке. Стараюсь помочь им усваивать не только форму предметов, но и выполнить это изображение цветом, отвечающей реальной окраске предмета. Для развития цветового восприятия использую дидактические игры «Кружись карандаш», «Прячем ручки», «Шаловливый котенок», «Узоры», «Светит солнышко».
Моя работа ведется согласно перспективного плана кружка «Мастерская Кляксы». Занятия по нетрадиционной технике проводятся 2 раза в месяц. При планировании учитываю возрастные, индивидуальные, а также подготовленность детей. Структура занятия может быть гибкой и изменяется от целей, задач, но всегда включает 3 части: вводная, основная, заключительная.
Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, объясняю новый материал. В основной части (практической) дети выполняют задание, я помогаю им советом и провожу индивидуальную работу. Очень важна заключительная часть занятия, в ней подводится итог и анализируется работа, что является важным условием для успешного развития детского изобразительного творчества.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное самой верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Главное, не навязывать свое мнение, свою помощь ребенку, а подсказать, направить, дать возможность создавать изображение так, как ему нравится.
Применяла художественные приемы, которые уводят ребенка от стандарта, не загоняя его в определенные рамки. Особенно ценны они для проблемных детей. Именно, такие дети - гиперактивные, которые при рисовании набирают на кисть лишнее количество краски и воды, - подсказали мне новый прием рисования - с помощью направленной выдыхаемой струи воздуха. Для рисования в этой технике надо набрать немного больше, (чем необходимо) краски и воды на кисть, поставить каплю или провести черту и подуть на них в желаемом направлении. И на глазах у детей подрастает трава, веточки, деревья, без помощи кисти расцветают цветы. Застенчивым и ослабленным детям, я советую листы бумаги поднести ближе к лицу, чтобы струя воздуха стала сильнее. Ребенок может комбинировать и дорисовывать детали кистью. Этот метод рисования можно назвать и коррекционным: он развивает дыхательный аппарат, контролирует дыхание, активизирует мышление и речь (ребенок рассказывает о том, что он нарисовал).
Детям не под силу расписывать ткани красками в стиле «Батик». Я с детьми применила более простой и доступный способ – кусочек ткани для рисования должен быть отглажен и хорошо закреплен в рамку. Рисовать по этой ткани можно акварелью, гуашью или тушью.
Техника рисования нитью называется «Изонить» и напоминает вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне или бархатной бумаге. Есть другая техника из ниток – «Ниткопись» - выкладывание ниток по контуру любого изображения.
Детям, с низким уровнем изобразительной деятельности, предлагалась работа с трафаретами и геометрическими печатями, что позволило закрепить представление детей о строении изображений.
Для умения изображать на картине многоплановые композиции помогает экран с накладными полями с изображением предмета. Так формируется умение изображать сюжетные картинки.
Развивая умения по овладению композиционным построением сюжета рисунка, детям предлагалась тонированная бумага или лист определенной формы, что усиливает у детей ответственность за создание изображения, интерес и эмоциональный настрой.
В свободной деятельности в уголке изодеятельности мы с детьми работали над тем, как показать выразительность изображения своего рисунка – предлагались разные карандаши и краски, закреплялись разные приемы закрашивания по овалу, кругу, знакомились с разными видами штрихов – короткий, длинный, волнистый, острый и др.
Чтобы научить детей использовать всю гамму цветового ряда при изображении предметов, была предложена игра «Цветик - восьмицветик», где дети учились получать все цвета красок из 3 основных (смешивая их на палитре, и различать теплые и холодные тона. Комплексные занятия, проводимые с детьми, играли не последнюю роль в этой работе. Работая с детьми, неизбежно сталкиваешься с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь с родителями, тем успешнее становится ребенок. Для родителей проводились беседы, консультации на темы «Рисование нетрадиционными способами», «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования», «Как организовать домашнее задание по рисованию» и др.
В папках - раскладках, на родительских собраниях рассказывала о том, как можно дома заниматься с детьми рисованием, с использованием нетрадиционного материала.
Совместно с родителями организовывали выставки работ, как в детском саду, так и в Центре внешкольной работы. Собирали материал для нетрадиционных техник рисования. Каждый наш совместный успех с детьми в творчестве, доводился до сведения родителей.
Таким образом, рисование нетрадиционными техниками обогащают знания и представления детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда есть возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких игр - занятий способствуют снятию детских страхов, обретению веры в себя и свои возможности, внутренней гармонии с собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые становятся богаче, полнее и ярче. Все необычное привлекает детей, у них появляется познавательный интерес.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует у дошкольников положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с рисованием, способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально - расторможенных детей.
Содержание
СЕНТЯБРЬ:
1 нед.
«Давайте знакомиться»
Цель:Дать понятие о кружке, материале, которым дети будут пользоваться. Учить правильно обращаться с материалами. Показать приемы рисования. Закреплять основные цвета. Предложить детям совместно с воспитателем попробовать, как пальчики «оставляют» следы от печатанья фигур.
3 нед.
«Разноцветные фигуры»
Цель: Закрепить понятие о кружке, материале, о правильном обращении с ним, о приемах рисования.
Дать представление о способе нетрадиционного рисования – печатанье фигурами. Закреплять основные цвета. Учить работать аккуратно.
ОКТЯБРЬ:
1 нед.
«Цветы в вазе»
(печатанье живыми цветами, травой).
Материал: живые цветы, трава, гуашь, кисти, бумага.
Цель: Учить обмакивать растительный материал в гуашь и прикладывать к листу бумаги, получая силуэт цветов. Упражнять в дорисовывание элементов в букете с помощью кисти и травки. Развивать воображение, фантазию, интерес, эстетическое восприятие, желание создавать красивое. Закреплять названия цветов, материала.
3 нед.
«Кленовый листик»
(рисование листьев)
Материал: кленовые листики, гуашь, кисти, бумага.
Цель: Продолжать учить правильно обмакивать материал в гуашь, и примакивать его к листу бумаги, получая изображение. Учить дорисовывать кистью детали – прожилки. Развивать интерес, умение видеть красоту природы, закрепить цвета.
НОЯБРЬ:
1 нед.
«Листопад»
(рисование осенних листьев – клен, береза, дуб).
Материал: гуашь желтая, коричневая, красная, зеленая, листья разных деревьев.
Цель: Продолжать использовать листья для печатанья. Продолжать аккуратно использовать растительный материал, правильно держать кисть в руках, самостоятельно выбирать нужные краски. Развивать интерес, умение видеть красоту, образ деревьев, прелесть осени. Закреплять названия деревьев.
3 нед.
«Солнечные лучики»
Материал: гуашь желтая, листы бумаги с готовыми нарисованными кругами, салфетки, вода.
Цель: Учить обмакивать пальчики в краску и аккуратно прикладывать к листу бумаги. Упр – ть в рисовании пальцем прямых линий. Развивать желание радоваться рисунку, выражать желание рисовать пальчиками.
ДЕКАБРЬ:
1 нед.
«Деревья в инее» - рисование пряжей.
Материал: пряжа, клей, заготовки картона с нарисованными деревьями, кисти.
Цель: Познакомить с необычным художественным методом – рисование пряжей.
Учить располагать на определенной основе или фоне ватообразную массу ниток нужного цвета, получая желаемое изображение. Развивать желание радоваться своей работе.
3 нед.
«Снег идет»
(днем – ночью)
Материал: белая гуашь, зубная щетка, бумага черного и голубого цвета. Цель: Учить рисовать зубной щеткой, оставляя следы на листе бумаги. Познакомиться с новым методом нетрадиционного рисования. Развивать умения детей правильно пользоваться зубной щеткой для правильного изображения желаемого рисунка. Учить работать аккуратно. Отображать в рисунке снег, который идет днем или ночью.
ЯНВАРЬ:
1 нед.
«Елочка - зеленая иголочка»
Материал: гуашь зеленого цвета, листа бумаги с контуром елки, салфетки, вода.
Цель: Учить рисовать контур елочки пальцем. Продолжать закреплять время года, цвет. Учить работать аккуратно. Видеть красоту своего рисунка.
3 нед.
«Украшение новогодней елочки»
Материал: гуашь ярких цветов, нарисованные елочки, салфетки, вода. Цель: Закреплять умение рисовать пальцем. Учить аккуратно обмакивать пальчики в гуашь, смывать краску и вновь набирать новую, другого цвета.
Развивать воображение, фантазию.
Воспитывать аккуратность в работе.
ФЕВРАЛЬ:
1 нед.
«Снеговик улыбается» - (из манной крупы)
Материал: готовый снеговик из манной крупы, закрашенными кругами – силуэты туловища.
Гуашь – коричневая, зеленая, красная, синяя, ватные палочки.
Цель: Учить рисовать, дорисовывать элементы снеговика ватными палочками, закрашивая контур, детали, не выходя за границы рисунка. Развивать эстетическое восприятие, желание создавать красивое, желание радоваться своему рисунку.
Воспитывать аккуратность в работе.
3 нед.
«Слепим снеговичка»
Материал: нарисованные снеговики - контур, крупа.
Цель: Учить работать с нетрадиционным материалом – манной крупой.
Упражнять в рисовании контура, путем посыпки крупой. Закрепить цвет. Развивать желание радоваться полученному изображению.
МАРТ:
1 нед.
«Деревья еще спят»
Материал: листа бумаги с нарисованными карандашом деревьями, коричневая гуашь, салфетки, вода.
Цель: Учить рисовать контур дерева пальцем.
Развивать эстетическое восприятие, желание создавать красивое, радоваться своей работе.
Воспитывать аккуратность в работе.
3 нед.
«Рисование деревьев опилками»
Материал: листа бумаги с нарисованными карандашом деревьями, опилки, клей.
Цель: Учить работать с рассыпчатым мелким материалом – опилками. Упражнять в создании силуэта дерева на листе бумаги, самостоятельно посыпать опилками на рисунок. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать аккуратность. Закрепить цвет.
АПРЕЛЬ:
1 нед.
«Солнышко»
Материал: на каждого ребенка 2 скрепленных листа бумаги, красная гуашь, салфетки, вода.
Цель: Учить рисовать нетрадиционным способом - ладонью.
Упражнять в обмакивании всей ладонью в гуашь, стряхивать лишнюю краску и печатать на листе бумаги лучики.
Развивать эстетическое восприятие, желание создавать красивое, желание радоваться своей работе. Воспитывать аккуратность в работе.
3 нед.
«Травка для зайчика» - рисование зеленой травой
Материал: листы бумаги с силуэтами зайцев, зеленая гуашь, салфетки, вода.
Цель: Учить рисовать кончиками пальцев, ведя линию сверху вниз.
Учить аккуратно набирать гуашь на пальцы (макая пальцы в гуашь, лишнюю аккуратно стряхивать.
Развивать эстетическое восприятие, желание создавать красивое, радоваться своему рисунку.
Воспитывать аккуратность в работе.
МАЙ:
1 нед.
«Бабочка»
Материал: гуашь разного цвета, вода, салфетки.
Цель: Продолжать знакомиться с творческим процессом – рисование нетрадиционным способом – ладонью. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания цветов. Развивать эстетическое восприятие, желание создавать красивое, воспитывать аккуратность в работе.
3 нед.
«Разноцветный хвост»
Материал: гуашь разного цвета, трафареты
Цель: Упражнять в рисовании путем примакивания ребром ладони под словесное сопровождение: примакнуть – оторвать. Закреплять знания основных цветов. Поддерживать интерес к рисованию.