Мария Карабанова
Кружковая работа в старшей группе «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа в старшей группе «Занимательная математика».
Основные задачи кружка :
1. Развитие логического мышления.
2. Развитие математических способностей и склонностей.
3. Качественная подготовка ребенка к школе.
4. Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
Разделы кружковой работы :
1. Количество и счет.
2. Определение величины.
3. Ориентировка во времени,пространстве.
Публикация «Кружковая работа в старшей группе „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
4. Решение логических задач.
5. Геометрические фигуры.
Количество и счет.
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность,
закрепить умение считать в пределах 20, упражнять в
составлении и решении простых задач на сложение и вычи-
тание, закрепить понимание отношений между числами
натурального ряда, развивать психические процессы: внимание,
память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх вниз по числовой леснице»
«Составь и реши задачу»
Данные игры помогают совершенствовать навыки счета,
закрепляют понимание отношений между числами нату-
рального ряда, формирует интерес к математическим знаниям,
развивают внимание, память, логические формы мышления.
Определение величины.
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объем,количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты,делать выводы.
В работе по данному разделу использую игры-эксперименты:
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче,что тяжелее?»
«Что тонет,что плавает?»
«Короче -длиннее»
«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путем сравнивать массу, объем, количество жидких,сыпучих и твердых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы.
Геометрические фигуры.
В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы»,
«Что общего и чем различаются фигуры»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Пифагор»,
«Почини одеяло».
Проводимая работа помогает закреплять знания ребенка о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение
классифицировать их по отдельным признакам.
Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство время по часам, знакомлю с разными видами часов :водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Когда это бывает»
«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировки детей во времени,совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Логические задачи
Основной задачей данного раздела-является развитие у детей
приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, полочки Кьюизенера
различные ребусы «Вьетнамская игра», «Волшебный круг»,
«Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность,активность, произвольное внимание, и логическое мышление.
Планирование кружка на октябрь месяц :
Содержание работы
Задачи
Сроки проведения
Числа и цифры от 1 до 10.
математическая загадка.
Закрепить знания о числах от 1 до 10,умение отгадывать математическую задачу, записывать ее решение.
Сентябрь
1 неделя
Математические задачи,ориентировка на листе. Учить ориентировать-
ся на листе бумаги в клетку.
2 неделя
Счет по образцу и заданному числу,независимость числа от расположения предметов.
Закрепить умение понимать независимость число от пространственного
расположения предм.
3 неделя
Соотнесение количества предметов с цифрой. Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, его обозначающей.
4 неделя
Планирование кружковой работы на ноябрь месяц
Содержание работы
Задачи Сроки проведение
Число 6.
Закрепить прямой и обратный счет, знание состава чисел 2-6
Первая неделя
Длиннее, короче
Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения.
Вторая неделя
Измерение длины
Закрепить представления об измерении длинны с помощью мерки,
повторить состав чисел в пределах 6.
Развивать графические умения.
Третья неделя
Измерение длины
Познакомить с сантиметром и метром как единицами измерения длины.
Закрепить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар.
Четвертая неделя
Планирование работы на декабрь месяц
Содержание работы
Задачи
Сроки проведения
Число 7
Познакомить с составом и образованием цифры 7.
Упражнять детей в записи решения задачи,решение примеров типа 3+1=4.
Первая неделя
Число 7
Закрепить порядковый и
количественный счет в пределах 10; знание состава числа в пределах 7. Закрепить умение сравнивать количество предметов.
Вторая неделя
Тяжелее,легче. Сравнение по массе Закрепить понятия тяжелее-легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Закрепить представление и вычитании и о сложении.
Третья неделя
Измерение массы, составление задач по картинке
Познакомить с меркой 1 кг.
Развивать логическое мышление, графические умения.
Четвертая неделя
Планирование кружковой деятельности на январь месяц
Содержание работы
Задачи
Сроки проведения
Цифра 8
Математический диктант
Познакомить с образованием и составом числа 8 ,закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке, закрепить умение детей решать арифметические
задачи на сложение и вычитание.
Первая неделя
Объем. Сравнение по объему. Сформировать представление об объеме
сравнение сосудов по объему с помощью переливания.
Знания соседей числа.
Воспитывать умение работать малыми группами.
Вторая неделя
Число 9
Разгадывание лабиринтов
Знакомство с циферблатом часов
Познакомить с составом и образованием числа 9,сформировать представление об определении времени по часам.
Упражнять в решении математических задач.
Третья неделя
Число 9
Закрепить представление
о составе числа 9;
Повторить прием сравнения чисел на предметной основе, сложение и вычитание на числовом отрезке.
Четвертая неделя
Планирование кружковой деятельности на февраль месяц
Содержание работы
Задачи
Сроки проведения
Площадь.
Измерение площади.
Работа с часами
Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур
по площади и с помощью условной мерки.
Первая неделя
Измерение площади
Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с меркой измерения площади -квадратным сантиметром.
Вторая неделя
Цифра 0 Закрепить представления о числе 0 и его свойствах;
Закрепить счетные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.
Третья неделя
Цифра 0 Закрепить представление о числе 0 ,о составе чисел 8 и 9.
Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам.
Четвертая неделя
Планирование кружковой работы на март месяц
Содержание работы
Задачи
Сроки проведения
Число 10 Сформировать представления о числе 10 его образовании, составе,
записи.
Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распозновать треугольники и четырех-угольников.
Первая неделя
Число 10 Закрепить представления о числе 10, развивать графические умения,
умения ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
Упражнять детей в умении выявлять закономерности.
Вторая неделя
Шар, куб, параллелепипед Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
Закрепить знания о числе 10.
Третья неделя
Шар, куб, параллелепипед
Графический диктант
Закрепить знания детей о геометрических фигурах;развивать умения ориентироваться на листке бумаги в клетку, закрепить прямой и обратный счет.
Четвертая неделя
Планирование кружковой работы на апрель месяц
Содержание работы
Задачи
Сроки проведения
Пирамида.
Конус.
Цилиндр.
Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы
формы пирамиды, конуса, цилиндра.
Первая неделя
Пирамида, конус, цилиндр.
Решение задач-шуток Закрепить представление о геометрических фигурах;
развивать графические умения,умения ориентироваться на листке бумаги в клетку.
Вторая неделя
Символы
Математический диктант Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметом цвет, форма,размер.
Третья неделя
Символы
Закрепить знания детей
о символах для обозначения свойств предметов.
Закрепить представление
детей о составе чисел 8-10, умения ориентироваться по плану.
Четвертая неделя
Май
Тема: «Повторение».
Задачи: Закрепить умение детей выявлять и продолжать заданную закономерность, находить нарушения закономерности;
Умение сравнивать числа в пределах 10, использую для сравнения знаки;
Умения записывать выражения и решать их, использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
Упражнять детей в решении задач на сложение и вычитание.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку, графические умения, умения конструировать по образцу фигуры.
Закрепить геометрические представления.
Диагностика с целью выявления уровня математических представлений.
Литература:
Е. Колесникова, Математические ступеньки, 2008г
И. Помораева, Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе.