Ирина Малышенко
Кружковая работа «Развитие мелкой моторики рук детей 4–5 лет нетрадиционной техникой художественного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Михайловская СОШ им. А. К. Скрылева»
«Развитие мелкой моторики рук детей 4-5 лет нетрадиционной техникой художественного творчества»
Составила воспитатель:
Малышенко Ирина Васильевна
2019 год
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность данного кружка в ведении нетрадиционных техник художественного творчества для развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста. Художественное творчество с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка : мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости.
Для детей будет интересно выполнять такие задания, которые им по силам и где результат работ виден сразу.
В своей кружковой работе я объединила все образовательные области. Разработана она на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, учебно – методического пособия И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду» и методического пособия Ю. В. Рузановой «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности».
Цель: развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста, используя нетрадиционные техники художественного творчества.
Задачи:
- обучать ловкости в обращении с карандашом, ручкой и кисточкой, формировать правильный захват карандаша, ручки и кисточки, тренировать мышцы рук детей
- обращать внимание детей на создание образов предметов и явлений окружающей действительности
- развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей
- развивать у детей интерес к рисованию, аппликации, лепке
- продолжать знакомить детей со стихами, загадками, сказками, считалочками, потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, чистоговорками и динамическими паузами, связанными с художественным творчеством
- воспитывать у детей познавательную и творческую активность
- воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально
Методы и приемы:
1) Наглядный
- наглядно – зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры)
- наглядно – слуховые приемы (музыка, песни)
- непосредственная помощь воспитателя
2) Словесный
- объяснения, пояснения
- вопросы к детям
- образный сюжетный рассказ, беседа
- словесная инструкция
3) Практический
- проведение кружка в игровой форме
- проведение выставок
Принципы организации:
- подача материала в игровой форме
- развитие творческих способностей и фантазии детей
Средства реализации кружка :
- ознакомление с материалом
- собственная творческая деятельность
- художественная литература
- музыка
- изобразительное искусство
При организации работы придерживаюсь следующих способов и направлений:
- стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности
- предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора
- создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Ожидаемые результаты моей кружковой работы по нетрадиционному художественному творчеству :
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Используемые материалы, при проведении кружковой работы :
1. бумага и картон:
-техническая бумага (наждачная);
- картон а)упаковочный тарный; б)упаковочный кондитерский.
2. Природные материалы:
– растительного происхождения (пух растений, семена, сухие листья и цветы, орехи и т. д.)
-минерального происхождения (камни, глина, песок, ракушки.)
- животного происхождения (перо, мех, кожа, скорлупа)
3. Бросовые материалы:
-металл (проволока, жестяные банки, тюбики из под крема)
- картон (коробочки, стаканчики, упаковки)
- дерево (опилки, стружка, шпон)
- пластмасса (трубочки от фломастеров, стержней, изоляция от телефонных проводов, пластиковые упаковки с ячейками от конфет, от таблеток, пенопласт)
4. Волокнистые материалы:
- натуральные (вата, марля, шпагат, нитки)
- синтетические (синтепон, паралон).
Завершенной классификации нет так как она может пополняться в зависимости от современных условий.
Все эти материалы можно и нужно включать в работу по ручному труду и пополнять классификацию новыми материалами, так как они помогут разнообразить творческий процесс и развить творческое воображение детей.
Список литературы, используемый при составлении моей кружковой деятельности :
1) Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб. : издательство Буковского, 1994. - 60 с.
2) Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. -2002. - №2. - с. 2-8.
3) Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. -2004. - №1. - с. 77-82.
4) Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Союз, 1997. - 92 с.
5) Гатанов, Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли) : Первый год обучения (для детей 6 - 10 лет). - СПб. : ГП «Иматон», 1996. - 84 с.
6) Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996. - 275 с.
7) Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия /авт. - сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010.-202 с.
8) Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №2. - с. 48 - 53.
9) Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. М., 2004. - 128 с.
10) Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008. - 160 с.
11) Лыкова И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности: Справочное пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2011.-128 с.
12) Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2006. - №5. - с. 21-27.
13) Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. - М. 1994.
14) Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. :ТЦ Сфера, 2011.-128 с.