Ирина Лобанова
Кружковая работа по речевому развитию в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в форме кружковой работы
по речевому развитию, посредством театрализованной деятельности
во 2 младшей группе
Выполнила: Воспитатель 2 мл гр
Лобанова Ирина Сергеевна
пгт. Приаргунск, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Кружковая работа по речевому развитию в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театральные постановки мини-этюдов в детском саду перед своими друзьями, перед малышами, на сцене в доме культуры. Театрализованные игры всегда радуют детей. Участвуя в представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. Правильно поставленные вопросы заставляют малышей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Наряду с умственным развитием происходит совершенствование правильной речи. В процессе работы над выразительностью реплик героев, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Не менее важно, что театральные постановки развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Благодаря мини-этюдам, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Также общеизвестно значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки учат дружить, развивают у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; предостерегают об опасности — если попал в беду - не отчаиваться, стараться найти выход из сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших. В сказке ребёнок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни. Сценические образы – обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несёт ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Театральная деятельность воздействует на маленьких детей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Увиденное и пережитое в самостоятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Всё это способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Работая над темой кружка «Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности» выявила, что в программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева недостаточно внимания отведено постановке театральных мини-этюдов. В детском саду созданы условия для постановки театрализованных постановок – имеется ширма для показа кукольного спектакля, различные виды театра, костюмы для героев, музыкальные инструменты, маски героев, технические средства (интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, поэтому стало целесообразно разработать проект «Говорушечка».
2. Целевой раздел проекта
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста через постановку театрализованных мини-этюдов, постановок.
Задачи:
1. Объединить усилия дошкольной организации и Семьи, Социума с целью развития речи детей дошкольного возраста, развития личности и приобщение к духовным и нравственным ценностям через постановку театрализованных мини-этюдов.
2. Создать условия для детей дошкольного возраста по развитию речи через игру в театральной деятельности.
3. Повысить компетентность родителей в театральном, социокультурном, духовно-нравственном и речевом развитии детей дошкольного возраста.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 – май 2021 г.
Прогноз:
1. Развитие речи дошкольников - совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной.
2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
3. Обогащение РППС по театральной деятельности.
4. Повышение культурного уровня дошкольников.
Предполагаемый продукт деятельности:
1. Обновление эстетического пространства группы для демонстрации театральных мини-этюдов.
2. Оформление стенгазеты «Мы – артисты»
3. Содержательный раздел проекта
Этапы проекта:
I этап (подготовительный) сентябрь-октябрь 2020
1. Выявить уровень развития связной речи детей.
2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
3. Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов
4. Изготовить пособия для театральной деятельности, необходимые для реализации проекта.
II этап (основной) ноябрь 2020 -апрель 2021 г
1. Пополнить развивающую среду
2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка, папки-передвижки, консультации для родителей.
3. Познакомить детей с искусством театра и его видами
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику
5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
III этап (заключительный) май 2021 г
1. Организация открытого просмотра НОД по теме кружка.
2. Участие детей в выставках, фотоотчет по теме кружка в виде презентации.
Формы работы с детьми :
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Циклограмма деятельности:
Ежедневно в режимные моменты и во второй половине дня
Младшая группа - не более 15 минут в день.
Занятие проводит воспитатель.
Оборудование:
1. Театральная ширма
2. Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- теневой
- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелеграф
- масочный
-театр рукавичек
- театр игрушек
3. Ноутбук, колонки.
4. Детские костюмы для спектаклей.
5. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
6. Музыкальный центр, видеоаппаратура.
8. Декорации к спектаклям.
9. Книги и иллюстрации к сказкам.
10. Методическая литература.
Ожидаемый результат
По окончании проекта, дети смогут:
1. Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
2. Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
3. Дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
4. Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доброе слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – М. : Издательский дом «Истоки», 2018. – 32 с.
2. Доброе слово. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – М. : Издательский дом «Истоки», 2018. – 32 с.
3. Добрый мир. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – М. : Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.
4. Добрый мир. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – М. : Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.
5. Добрая книга. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – М. : Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.
6. Добрая книга. Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – М. : Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.
7. Доронова Т. Н., Доронова Е. Г. «Развитие детей в театрализованной деятельности» - М. : «Из детства в отрочество» 1997, - 92 с.
8. Доронова Т. Н., Доронова Е. Г. «Играем в театр» - М. : «Из детства в отрочество» 1997, - 128 с.
9. Зацепина М. Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности» - М. : «Сфера» 2010, - 128 с.
10. Калинина Г. В. «Давайте устроим театр!» - М. : «Эксмо» 2007,512 с.
11. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» - М. : «АРКТИ», 1999. - 160 с.