Айгуль Сейпилова
Кружковая работа «Интерес детей к устному творчеству»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида №127 «Катюша»
Рабочая программа кружка
«Ладушки»
Возрастная категория детей : от 2 до 3 лет
Срок реализации 1 год (2018 – 2019 учебный год)
Воспитатель: Сейпилова Айгуль Жаслановна
г. Курган 2018г
Пояснительная записка
Публикация «Кружковая работа „Интерес детей к устному творчеству“» размещена в разделах
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Цель кружка :
Формирование интереса у детей к устному народному творчеству. Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
Задачи кружка :
Познакомить детей с произведениями устного народного творчества.
Побуждать детей к участию в играх-драматизациях. Упражнять детей в умении эмоционально и выразительно проговаривать текст произведения.
Поддерживать у детей проявление индивидуальности и желание разыгрывать знакомые сказки с помощью пальчикового театра. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
Циклограмма работы кружка
1 раз в неделю
Каждую среду в 15: 45-16:00
Дата проведения Тема Цель Содержание
04.10.2018 Рассказывание потешки «Баю, баюшки, баю»
Карточка №1 Учить передавать выразительность движений (плавное покачивание, убаюкивание). 1. Рассказывание потешки 2. Обыгрывание содержание потешки детьми (убаюкивание куклы)
11.10.20018 Рассказывание потешки «Гуси»
Карточка №2 Развивать эмоциональную отзывчивость, элементарные навыки мимики и жестикуляции. 1. Рассказывание потешки 2. Пальчиковая игра «Гуси» 3. Обыгрывание содержания потешки с использованием игрушек
18.10.2018 Рассказывание потешки «Коза-хлопота»
Карточка №3 Приобщать детей к русскому народному творчеству через потешку 1. Сюрпризный момент игрушка козлик 2. Рассказывание потешки 3. Игра «Назови ласково» 4. Хороводная игра «Шла коза по лесу»
25.10.2018 Обыгрывание потешки «Тень- тень»
Карточка №4. Учить передавать ласковый, спокойный, веселый характер потешки в движениях героев (лиса, зайчик, медведь) 1. Рассказывание потешки (куклы би-ба- бо) 2. Социо игра «Лиса, какая?» 3. Выбор детьми своего героя 4. Обыгрывание потешки (куклы би-ба- бо)
08.11.2018 Игра – драматизация «Курочка- рябушечка»
Карточка №5 Учить изображать характерные движения животных 1. Картинки на фланелеграфе 2. Игра-драматизация «Курочка- рябушечка»
15.11.2018 Рассказывание потешки «Кисонька- мурысонька»
Карточка №6 Учить изменять громкость и силу голоса 1. Социо игра «Послушаем за окном, за дверью» 2. Рассматривание игрушки кошечки 3. Рассказывание потешки воспитателем 4. Обыгрывание потешки по ролям детьми
22.11.2018 Рассказывание потешки «Идет коза рогатая»
Карточка №7 Учит передавать эмоционально выразительность жестов 1. Картинки на фланелеграфе 2. Пальчиковая игра «Идет коза рогатая» 3. Рассказывание потешки детьми
29.11.2018 Русская народная шутка «В гостях у мышки»
Карточка №8 Формировать умения выражать основные эмоции (удивление, испуг) 1. Рассказывание шутки (картинки на фланелеграфе) 2. Проговаривание шутки хором, девочки, мальчики
06.12.2018 Рассказывание сказки «Репка»
Карточка №9 Учить передавать голосом характеры персонажей 1. Рассказывание сказки (настольный театр)
13.12.2018 Драматизация сказки «Репка»
Карточка №10 Привлекать детей к самостоятельному показу сказки; учить распределять роли 1. Распределение ролей 2. Драматизация сказки
20.12.2018 Игра «Угадай по звуку»
Карточка №11 Развивать слуховое внимание детей 1. Музыкальный сундучок 2. Игра «Угадай по звуку» 3. Игра на музыкальных инструментах
27.12.2018 Игра «Зверята»
Карточка №12 Формировать у детей навыки звукоподражания 1. Отгадывание загадок о животных 2. Игра «Зверята» (передавать голосом характер персонажей)
17.01.2019 Упражнение «Сочини сказку»
Карточка №13 Развивать воображение у детей 1. Социо игра «Назови сказку» 2. Д/и «Волшебный сундучок» 3. Упражнение «Сочини сказку»
24.01.2019 Этюд «Замок»
Карточка №14 Учить согласовывать действия пальчиков со словами 1. Упражнение «Настроение» 2. Этюд на выразительность жеста «Замок»
31.01.2019 Этюд на выражение основных эмоций (радость, удивление)
Карточка №15 Формировать умения выражать основные чувства 1. Коммуникативная игра «Добрый день» 2. Рассказывание потешки «Как у нашего-то Вани» 3. Обыгрывание потешки
07.02.2019 Этюд «Котенька-коток»
Карточка №16
Учит воспроизводить отдельные черты характера по потешки 1. Сюрпризный момент игрушка котик 2. Упражнение «Лапки мыли?»
14.02.2019 Пальчиковая игра «Пальчик- мальчик»
Карточка №17 Развивать мелкую моторику пальцев рук, соотносить действия со словами 1. Игра «Кто приехал?» 2. Пальчиковая игра «Пальчик мальчик»
21.02.2019 «Бабушка- Загадушка» отгадывание загадок
Карточка №18 Продолжать учить детей отгадывать загадки 1. Сюрпризный момент Бабушка- Загадушка 2. Отгадывание загадок (выкладывание отгадок на фланелеграфе)
28.02.2019 Театр на фланелеграфе «Курочка моя»
Карточка №19 Продолжать знакомить детей с театром картинок на фланелеграфе 1. Д/и «Волшебный сундучок» 2. Рассказывание потешки «Курочка моя» выкладывая картинки на фланелеграфе
07.03.2019 Проговаривание скороговорок
Карточка №20 Закреплять правильность произношения звуков (к, (г) 1. Артикуляционная гимнастика «Язычок проснулся» 2. Проговаривание скороговорки
14.03.2019 Разучивание потешки «Уточки»
Карточка №21 Побуждать детей повторять слова и передавать движения игрушкой 1. Рассказывание потешки «Уточки» 2. Танец – игра с платочками под русскую народную мелодию
21.03.2019 Разучивание считалки
Карточка №22 Активизировать речь Разучивание считалки, перекатывая мяч друг другу
28.03.2019 Рассказывание сказки «Теремок»
Карточка №23 Развивать эмоционально положительное настроение, интерес к сказочным героям 1. Игра «Угадай кто это?» 2. Беседа о сказочных героях, какой характер у мышки, голос и т. д. 3. Рассказывание сказки «Теремок»
04.04.2019 Изготовление атрибутов для показа сказки «Теремок»
Карточка № 24 Привлечь детей к посильному участию в изготовлении атрибутов Коллективный труд
11.04.2019 Подготовка к показу сказки детям 1 младшей группы
Карточка№25 Распределение ролей детьми, «примеряя» на себя разные характеры героев 1. Игра «Угадай по голосу» 2. Выбор, детьми ролей, обыгрывая характеры героев
18.04.2019 Разучивание ролей по сказке «Теремок»Карточка№26 Развивать речь, память у детей разучивания роли Индивидуальная работа по разучиванию ролей
25.04.2019 Показ сказки «Теремок»
Карточка №26 Поощрять детей к выступлению перед зрителями Показ сказки ребятам
02.05.2019 Пальчиковая гимнастика «Кот на печи»
Карточка№27 Развивать мелкую моторику рук. Разучивание пальчиковой гимнастики
09.05.2019 Заучивание пальчиковой гимнастики «Заяц и ежик»
Карточка№28 Развиваем речь и мелкую моторику рук. Разучивание пальчиковой гимнастики
16.05.2019 Потешка при умывании
Карточка№29 Активизировать речь и память у детей 1 младшей группы Разучивание пальчиковой гимнастики
23.05.2019 Разучивание потешки при кормлении
Карточка №30 Активизировать речь и память у детей 1 младшей группы Разучивание пальчиковой гимнастики
Используемая литература:
1. Н. Ф. Сорокина Играем в кукольный театр, Москва издательство «Аркти», 2001г.
2. Н. Н. Яковлева Использование фольклора в развитии дошкольника, Санкт-Петербург
издательство «Детство-Пресс», 2011г.
3. Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников, Воспитатель ДОУ, №4,
2009г.
4. Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими
дошкольниками, Воспитатель ДОУ, №1,2013г.
5.«Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г.
6.«Забавы для малышей» – М. Ю. Картушина, Москва «Творческий центр», 2007 г.
7.«Озорные пальчики» – муз. занятия И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
8.«Пальчиковые игры для малышей» – Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.