Светлана Живодрова
Кружковая работа «Маленькие экспериментаторы»
▼ Скачать + Заказать документы
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 – ОБРАЗОВАТЛЕЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
Кружок во второй младшей группе «Маргаритка»
На тему: «Маленькие экспериментаторы»
Воспитатель: Шемякова Светлана Сергеевна
2017-2018 г.
Пояснительная записка
Очень важно развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
Публикация «Кружковая работа „Маленькие экспериментаторы“» размещена в разделах
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Маленькие экспериментаторы» для детей дошкольного возраста (3-4 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей.
4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
6. Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Освоение программного материала кружка «Маленькие экспериментаторы» рассчитано на учебный год: во второй младшей группе (3 – 4 лет).
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю в дошкольном учреждении. При этом занятие в группе проходит – 15 минут.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(перспективное планирование 2-я младшая группа)
Месяц Вид деятельности Описание
Сентябрь Явления природы 1 неделя. «Солнечные лучи»
Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей.
Ласковое, теплое солнышко нежно пригревает. «Потрогаем» лучики ладошками, носиками, щечками (подставляем солнцу лица, ладони).
3 неделя. «Ветер»
Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)
Материал: бумажные вертушки.
Октябрь Явления природы
Рассматривание деревьев 1 неделя. «Дождь»
Цель: познакомить со свойствами дождя.
В дождливую погоду наблюдали из окна, как капли падают на землю, как они стучат по стеклу, слушали вместе шум дождя.
3 неделя. «Деревья»
Цель: познакомить с формой и цветом деревьев осенью.
Материал: картинки деревьев, листья разного цвета и формы.
Ноябрь Знакомство со свойствами снега 1 неделя. «Снег»
Цель: познакомить со снегом и его свойствами (белый, холодный, липкий, рассыпчатый). Рассматривать снежинки. Любоваться красотой снега.
3 неделя. «Таяние снега»
Цель: закрепление знаний о свойствах снега (тает при повышении температуры, кристаллизуется при понижении температуры).
Материал: снег.
Декабрь Знакомство со свойствами льда 1 неделя. «Лёд»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед прозрачный, холодный, скользкий)
Материал: лёд.
3 неделя. «Сравнение снега и льда»
Цель: сравнивать снег и лед.
Материал: снег, лед.
Январь Знакомство со свойствами льда 1 неделя. «Мороз»
Цель: познакомить со свойствами мороза.
Рассматривали узор на окнах детского сада. Дети сравнивали узоры, находили силуэты похожие на знакомые предметы ближайшего окружения.
3 неделя. «Свойства воды»
Цель: ознакомление с одним из свойств воды (замерзает – тает).
Материал: сосулька.
Февраль Знакомство со свойствами воды 1 неделя. «Вода – самое удивительное вещество на Земле»
Цель: познакомить о свойствах воды (мокрая, льётся, прозрачная)
Материал: вода, различные ёмкости для воды, тряпочки.
3 неделя. «У воды нет вкуса»
Цель: познакомить с различными вкусами воды (сладкая, соленая, кислая)
Материал: вода, сахар, соль, лимонная кислота.
Март Знакомство со свойствами воды 1 неделя. «Вода свозь сито»
Цель: познакомить с назначением предметов и свойствами вещества.
Поставить перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.
Объяснить ему, почему вода протекает сквозь сито.
Материал: тазик, стакан, сито.
3 неделя: «Поплывет или утонет»
Цель: способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.
Поставить перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Доставать предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.
Материал: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы,предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки, емкость с водой, два пустых ведерка.
Апрель
Май
Сентябрь Опыт 2. Почему не получился пирожок?
Цель: ознакомиться со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики, песок мокрый – из него можно изготавливать куличики).
Материал: песок, вода, формочки.
Октябрь
Ноябрь Опыт 4. Свойства льда.
Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).
Материал: лед.
Опыт 5. Снег в комнате тает.
Цель: ознакомление со свойствами снега (зависимость состояния снега от температуры воздуха).
Материал: снег, баночка.
Декабрь
Январь Опыт 8. Бантик из бумаги и ткани.
Цель: ознакомление с некоторыми свойствами бумаги и ткани.
Материал: полоски бумаги, полоски ткани.
Февраль Опыт 8. Посадка лука (долгосрочный опыт).
Цель: закрепление знаний о жизненно важных условиях произрастания растений (влага, свет, тепло, представление о последовательности трудового процесса.
Материал: проросший лук, горшочки с землей, вода.
Опыт 9.
Март Опыт 10. Почему по дорогам побежали ручьи?
Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду).
Опыт 11. Свойства солнечных лучей.
Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (нагревание предметов)
Апрель Опыт 12. Бумажные кораблики.
Цель: ознакомление со свойствами бумаги (намокает в воде, рвется).
Материал: бумажные кораблики, вода.
Опыт 13. Свойства солнечных лучей.
Цель: закрепление знаний о свойстве солнечных лучей (нагревать предметы).
Май Опыт 14. Свойства мокрого песка.
Цель: ознакомить со свойствами песка (сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, высыхает на солнце).
Материал: песок, лейка с водой, формочки, лопатки.
Опыт 15. Делаем дорожки и узоры из песка.
Цель: продолжить ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить узор, из мокрого нельзя).
Материал: песок, лейка с водой, бутылочка.
Опыт 16. Узнаем, какая вода.
Цель: закрепить знания детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется).
Список литературы:
1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990. № 5.
2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3. Прохорова Л. К, Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Фасий. И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 200