Наталья Шавыкина
Программа кружка по тестопластике
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе авторской программы И. А. Лыковой
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Публикация «Программа кружка по тестопластике» размещена в разделах
Педагоги и воспитатели уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, особо выделяя пальчиковую гимнастику. Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения в развитии моторных функций проявятся в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Опыт работы показал, что дети не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги.
Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями.
Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом. Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук.
Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.
Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из солёного теста, достаточно освоить простые, доступные приёмы, даже дошкольникам. А изделия из солёного теста, сделанные своими руками, доставят радость и детям, и взрослым.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное, эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.
Задачи:
• овладение элементарными навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.
• формирование творческой активности, художественного вкуса;
• развитие мелкой моторики;
• формирование чувства цвета;
• воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
• воспитание организованности, аккуратности.
• умение начатое дело доводить до конца.
• формировать зрительное и мускульное восприятие формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами
• аккуратно пользоваться материалом, умение оценивать работу товарища.
• интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности
• формирование у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.
• формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.
3. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ.
Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 минут.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ :
• Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:
• Для чего мы здесь собрались?
• Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
• Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
• Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т. д.? (с любовью, вниманием)
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
• Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :
1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5. Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
5. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:
• Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
• Скульптурный – изделие выполняют из целого куска,без деления на части. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
• Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и скульптурный. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
• Модульный-создание образа из множества мелких элементов.
2. Словесный метод:
• беседа, рассказ;
• объяснение, пояснение;
• вопросы;
• словесная инструкция;
3. Наглядный:
• рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
• показ выполнения работы (частичный, полностью);
4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
• математикой;
• развитием речи;
• художественной литературой.
6. Перспективный план работы кружка
СЕНТЯБРЬ
1. Тема: «Что пекут нам повара»
Задачи: Совершенствовать навыки раскатывания из теста широкий валик,делать надрезы стеком-вдоль,наискосок (батоны); раскатывания теста в пласт и разрезать на треугольники; закручивать треугольник так, чтобы острый кончик был сверху (рогалики,круассаны).
2. Тема: «Что нам осень подарила»
Задачи: Совершенствовать навыки лепки овощей и фруктов из солёных шариков и вытягивания их с обеих или одной стороны. (картофель,огурец, морковь, боклажан,помидор,яблоко. груша) Развивать желание украсить изделия (листочками,черешками).
ОКТЯБРЬ
1. Тема: «Спортивный инвентарь»
Задачи: Формировать умения создавать изделия в виде шара (мяч, кольца (обруч);раскатывать валики и сплетать вместе или свивать в канатик,простую косичку (канат).
2. Тема: «Пир на весь мир»
Задачи: Формировать умения создавать изделия из колец разных расмеров (сушки,баранки,бублики); сворачивать длинные столбики в заплетушки и завитушки.
НОЯБРЬ
1. Тема: «Колокольчики»
Задачи: Формировать умения раскатывать из теста шар,сдавливать с одной стороны,делать углубление, протянуть верёвочку и привязать грузик. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
2. Тема : «Зайчик»
Задачи: формировать умение создавать из солёного теста объёмную игрушку из отдельных частей и декоративно оформлять. Развивать воображение, общую ручную умелость.
ДЕКАБРЬ
1. Тема: «Снегурочка» (ёлочная игрушка)
Задачи: Продолжать знакомить с изготовлением подвесок. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Создавать украшение (меховую опушку у одежды) ,используя в работе чесноковыжималку. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику рук.
2. Тема: «Ёлочка»
Задачи: учить детей лепить ёлочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски по определённому размеру. Накладывать диски поочерёдно (от большого к маленькому). Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту ёлочки. Добиваться выразительной формы.
ЯНВАРЬ
1. Тема: «Рождественский венок»
Задачи: Формировать умение плести основу для венка из двух длинных колбасок и замыкать в кольцо. Показать,как можно украсить рождественсикй венок-вылепить свечку и ветки хвойных деревьев,фигурки снеговика,деда Мороза,Снегурочки. Предложить детям оформить по своему желанию. Развивать воображение,самостоятельность,творческий подход к работе.
2. тема: «Подвеска-снеговик»
Задачи: Познакомить с изготовлением подвески. Закреплять разные приё мы лепки: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику рук. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Развивать воображение,творческий подход к работе.
ФЕВРАЛЬ
1. тема: «Брелок-котёнок»
Задачи: Познакомить с изготовлением брелка. Закреплять разные приё мы лепки: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику рук. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его
2. Тема «Цветы»
Задачи: Рассказать и показать,что цветами можно украшать подвески,брелоки,брошки,рамки,чашки,тарелки,вазы. Закреплять разные приё мы лепки: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Формировать умение лепить последовательно цветок-серединку из сплющенного шарика,венчик излепестков,накладывая один на другой,пестики-тычинки с помощью чесноковыжималки.
МАРТ
1. Тема: «Ваза»
Задачи: Познакомить с лепкой вазы с секретом. Формировать умение раскатывать тесто пластом и обворачивать форму (баночку,флакон, коробочку.).Воспитывать желание оформлять вазу по своему желанию -лепными картинками или узорами. Развивать воображение,эстетический вкус.
2. Тема: «подсвечники»
Задачи: Рассказать и показать какие бывают подсвечники. Совершенствовать умения лепить подсвечник из основы, свечи и украшения. Показать способ соединения деталей с помощью зубочистки. Развивать воображение, желание доводить работу до конца.
АПРЕЛЬ
1. Тема: «Ракета»
Задачи: Познакомить с новым способом лепки-модульным. Формировать умение создавать образ из множества мелких элементов. Развивать воображение, самостоятельность,творческий подход к работе, общую ручную умелость, мелкую моторику рук.
2Тема: «Пейзаж»
Задачи: Закреплять умение использоватьспособ лепки-модульный. Совершенствовать умение создавать образ из множества мелких элементов. Формировать умение подбирать цвет к элементам картины. Развивать воображение, самостоятельность,творческий подход к работе, общую ручную умелость, мелкую моторику рук.
МАЙ
1. Тема: «Офицер»
Задачи: Совершенствовать умение лепить на форме,создавая скульптуры.
Формировать у детей умение придумать и создавать образ,имея определённую форму сосуда. Дополнять разные детали к образу и украшать изделие. Развивать воображение,эстетический вкус.
2. Тема: «Цветок и пчёлы»
Задачи: Совершенствовать умение лепить цветы разной формы, пчёлок, используя для отдельных частей (крыльев) другие материалы (плёнка, ткани,фольга,калька). Развивать воображение, желание оформить изделие по собственному замыслу.
7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
• Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
• Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
• Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
• Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
• Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
• Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
• На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
• Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
• Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда
• Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.