Ольга Гусева
Кружковая программа «Мы — исследователи» на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
I. Целевой раздел
1.1Направленность, актуальность программы
1.2. Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности
1.4. Ожидаемые результаты.
II. Содержательный раздел
2.1Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.
2.2Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
2.3. Структура программы
2.4Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей:
Темочки:
-средней группы
- старшей группы
-подготовительной группы III.
IV. Организационный раздел
3.1Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности :
- для средней группы
- для старшей группы
- для подготовительной группы.
3.2Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей
3.2.1Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в средней группе.
3.2.2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в старшей группе.
3.2.3. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в подготовительной группе.
3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.
3.3.1Формы работы с родителями дошкольного возраста
Методическое обеспечение Программы
I. Целевой раздел
1.1 Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.
Актуальность:
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности,проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков,А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основнуюособенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходепрактической деятельности с ним. А овладение способами практическоговзаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования впрактику работы с дошкольниками.
1.2. Цель программы :Способствовать развитию у детей познавательной активности,любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей,стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде,удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез,классификация, сравнение, обобщение.
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно– исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации иприменение в деятельности.
Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегатьприродный мир, видеть его красоту, следовать доступнымэкологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, припроведение опытов и экспериментов.
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов. В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
3. Опыты и эксперименты практически безопасны.
4. В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты,эксперименты, приближенные к реальной обстановке.
1.3. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной
деятельности:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастнойпсихологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможностьреализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения инепрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместнойдеятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах ипозволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этаперазвития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результатемногократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональныйкомфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предусматривает решение программных задач, в совместнойдеятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельностивоспитанников.
Принцип активного обучения:
- обеспечивает использование активных форм и методов обучениядошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способностипереносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельнойдеятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельнонаходить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимойработы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
1.4. Ожидаемые результаты:
Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т. п.
Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
II. Содержательный раздел
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательнойпрограммы – 4–7 лет – воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.
Срок реализации программы 3 года.
Формы работы с детьми:фронтальные, групповые, индивидуальные.
• «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
• «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мирвещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
• Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основноедействие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнкасопровождаются словами – «найди» и «угадай».
• Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектовдругими (реальных – условными).
• «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, котораяосуществляется детьми совместно с педагогом.
• Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, вкоторой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решениепроблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскуюсамостоятельность.
Формы организации образовательного процесса:
• фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
При реализации программы применяются исследовательские методы обучения :
Репродуктивные методы:
объяснительно-иллюстративный ( сообщение педагогомготовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебныхкинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)
репродуктивный ( создание педагогом условий для формирования умений и навыков путемупражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
Продуктивные методы:
частично-поисковый или эвристический (дроблениебольшой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы)
исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).
Формы работы с детьми:
Формыреализации дополнительной образовательной программы :
• целевые экскурсии;
• тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
• чтение художественной литературы;
• конкурсы и викторины;
• сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
• открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
• персонажами.
Организация предметно-пространственной развивающей среды,по
опытно-экспериментальной деятельности.
- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической
деятельности в группах;
- уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.
- библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;
- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности
- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;
- коллекция детских дидактических игр.
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема иформы.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т. д.
Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т. д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и
т. д.
Дополнительное оборудование:
Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения
сыпучих и мелких предметов.
Карточки - схемы проведения экспериментов.
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3. Проверка гипотез;
4. Подведение итогов, вывод;
5. Фиксация результатов (если это необходимо);
6. Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуация выбора.
Возраст обучающихся: с 4 до 7 лет.
Срок усвоения – долговременный.
в средней группе – 16 занятий в год,
в старшей и подготовительной группах – 32 занятия в год.
Продолжительность одного занятия:
в средней группе – 20 минут,
в старшей группе – 25 минут,
в подготовительной к школе группе – 30 минут.
Структура программы
Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.
Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
Перспективные планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:
Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми подготовительной группы.
Месяц Тема, задачи Деятельность
сентябрь «Солнце - звезда»
-углубить представление о солнце, его параметрах.
«Почва – живое, неживое»
-Сформировать представления о почве, ее строении, значении Познавательная беседа: «День - ночь»;
Эксперимент
«Далеко - близко»; «Чемближе, тем быстрее»;
Дидактическая игра «День - ночь».
Беседа «Что такое почва?»
Чтение: «Сказки о волшебной кладовой»;
Эксперимент
«Такая разная земля»;
«Земля после дождя»
октябрь «Воздух – необходимое условие для жизни на земле»
-Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы.
-Его значение для живых организмов.
-Развивать умение определять наличие воздуха на практике.
«Полезные ископаемые»
-Формировать представления о некоторых полезных ископаемых (уголь, ракушечник)
Опыт «Как увидеть воздух?»;
Опыт «Как услышать воздух?»;
Эксперимент «Движение воздуха».
«Почему мы дышим»
«Рассматривание материала с помощью лупы»;
Получение сведений о полезных ископаемых из энциклопедии.
ноябрь «Мир ткани»
-Познакомить с различными видами тканей;
-помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
«Отражения» Беседа: «Одежда для куклы»
Дидактическая игра «Мы - модельеры»
Сюрпризный момент «Необычное письмо»
«Как поднять единицу?
декабрь «Вода в жизни человека»
-воспитывать бережное отношение к окружающему миру
«Мир пластмасс»
-закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс. Беседа «Для чего нужна вода»
«Напоим Иванушку чистой водой»
«Как убрать воду со стола»
Рассматривание иллюстраций очистных сооружений
Поисковый метод определения свойств и качества пластмасса.
январь «Земля-магнит»
- познакомить с действием магнитных сил Земли.
-развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений.
-учить соблюдать меры безопасности. Эксперимент «как увидеть притяжение»
Игры с магнитами:
«Выбери скрепки из крупы»
«Рыбалка»
февраль «Электричество»
-дать детям представление об электричестве,
-закрепить понятия о неживой природе.
Опытническим путем помочь детям понять интересное явление – гром и молния.
Учить строить гипотезы,
делать выводы
«Камни»
-развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).
-дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Опыт «Ожившие волосы»
Беседа: «Электроприборы»
Игровая ситуация «Покупаем бытовой прибор»
«Камень, рожденный деревом. Каменный уголь и мел»
«История электрической лампочки»
Беседа: «Кладовая Земли»
«Почему разрушаются горы?»
Опыт «Вулкан»
март
«Мир металлов»
-познакомить со свойствами металлов;использование металлов.
«Увидеть мир через увеличительное стекло»
-продолжать знакомить детей с увеличительными стёклами. Рассматривание металлических предметов, выявление их свойств.
Дидактическая игра «Из чего сделано?»
«Необычное письмо»
Игровая ситуация «Найди предмет»
апрель
«Растительность – значение в жизни людей и животных»
-сформировать представления о растительности, о ее пользе,
-познакомить со значением растений для человека. Эксперимент «Чем дышит растение?»
Беседа: «Лес-защитник»
Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;
Рассматривание листьев ( виды жилкования: пальчатое, параллельное)
«Такое нужное слово - кислород»
май Мониторинг Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования