Валентина Саввинова
Кружковая деятельность «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством народных сказок»
▼ Скачать
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский.
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,
то золото, что блестит огоньками в
детских глазах, звенит смехом из детских
уст и уст родителей».
Г. Х. Андерсен.
Актуальность выбранной темы:
Публикация «Кружковая деятельность „Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством народных сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь сверстнику в трудной ситуации.
Для решения данной проблемы выбрала работу по ознакомлению детей с народными сказками, т. к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, поставила перед собой следующую цель.
Цель: Использование в образовательной деятельности народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с народными сказками.
3. Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
4. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
5. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
Этапы работы по самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
4. Представление опыта работы по теме: май 2021.
Содержание образовательной деятельности определяется Образовательной программой ДОУ, разработанной в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы». Формирование нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы посредством народных сказок по ФГОС дошкольного образования соответствует образовательным областям «Социально – коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».
Поэтому, изучив приемы, методы и этапы разработала план работы на год.
План работы по самообразованию
№ Название мероприятия Сроки Результат
1. Подбор методической литературы для изучения Сентябрь
2022-2023г. Подобрать методическую литературу для изучения.
2. Познакомиться с интернет
ресурсами; изучение методической литературы;
изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Обруч» и т. д. Октябрь - Май 2022 – 2023. Изучение методической литературы по теме:
1. Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».
2. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
3. Т. А. Шарыгина «Вежливые сказки».
4. А. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».
5. Л. И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» .
6. Лебедев Ю. А. «Сказка как источник творчества детей».
7. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».
8. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии»
9. О. Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей).
10. Журнал «Дошкольное воспитание»
11. Изучение методик и технологий педагогов в интернете, опыт работы в ДОУ и применение их на практике.
3. Сбор материала для педагогической копилки занятий, ООД, бесед, экскурсий и т. д. Октябрь – Май 2022- 2023 г. Папка – копилка,
сайт воспитателя.
4. Разработать перспективный план работы с детьми на год.
Подготовить перспективное планирование для внедрения приемов, методов, форм работы с детьми.
(по методике. Б. Фесюковой). Октябрь – Май 2022- 2023 г. Перспективное планирование по воспитанию интереса дошкольников к работе с книгой и дополнительному развитию их познавательных и речевых умений на материале сказок «Сказки - добрые друзья!».
5. Работа с детьми:
совместная и самостоятельная деятельность детей в группе;
совместная подготовка выставок, рисунков, поделок, композиций детей; оформление группового помещения к драматизации.
Представление работ в ДОУ.
Октябрь – Май 2022-2023 г. Литературные вечера,ООД «Спешите делать добро», викторина «В гостях у сказки», театральная постановка сказки «Заюшкина избушка», выставка детского творчества «В стране добра и зла», выставка поделок «Волшебные помощники»,
проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».
6. Работа с родителями Октябрь – Май 2022-2023 г. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы :
1. Изготовление героев сказки детьми.
2. Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.
3. Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.
4. Пополнить кукольные, настольные театры т. д.
Консультация для родителей: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего, читать детям сказки?», «Роль сказки в развитии детей», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».
Практикум для родителей: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».
Анкетирование родителей «Как вы развиваете семейное чтение детей в домашних условиях?».
Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам
(см. по плану детского сада,
изготовление костюмов для драматизаций, праздников, конкурсов, совместные досуги и праздники, проекты и т. д.
7. Самоанализ и самооценка ООД в своей группе Октябрь – Май 2022-2023 г. Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей с дошкольного возраста, посредством народных сказок.
Отчёт по теме самообразования.
Обобщение результатов (май)
Показ постановки народной сказки в конце учебного года.
Ожидаемые результаты для детей :
1. Формирование у детей представления о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев народных сказок;
2. Развитие позитивной самооценки у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
3. Повышение интереса у детей к чтению художественной литературы;
4. Развитие творческих способностей у детей с дошкольного возраста через ознакомление с народными сказками;
5. Воспитание бережного отношения к книге, доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
1. работа над темой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию (мероприятий с применением новых образовательных технологий; создание дидактических материалов, наглядностей, моделей; участие в конкурсах, выставках, выступление с докладами на семинарах, педсоветах);
2. повысит уровень знаний и умений дошкольников при работе с народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
3. воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
План работы на год (по месяцам)
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».
2. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
3. Т. А. Шарыгина «Вежливые сказки».
4. А. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».
5. Л. И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» .
6. Лебедев Ю. А. «Сказка как источник творчества детей».
7. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».
8. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии»
9. О. Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей) .
10. Журнал «Дошкольное воспитание» Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Перспективное планирование по воспитанию интереса дошкольников к работе с книгой и дополнительному развитию их познавательных и речевых умений на материале сказок «Сказки - добрые друзья!»
(по методике Л. Б. Фесюковой).
Работа с детьми Сентябрь-май Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию. Литературные вечера.
Ноябрь Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла. ООД «Спешите делать добро».
Декабрь Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие. Викторина «В гостях у сказки».
Январь Тематические занятия, самостоятельное творчество. Выставка детского творчества «В стране добра и зла».
Февраль Чтение сказки «Заюшкина избушка», разучивание слов, действий. Театральная постановка сказки «Заюшкина избушка», разучивание.
Март Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя, «Сказочное лото») и т. д. Неделя дидактических игр.
Апрель Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской «Рукотворный мир». Выставка поделок «Волшебные помощники».
Май Подготовка рисунков и поделок для выставки «Мой любимый сказочный герой». Проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».
Июнь Отчетный показ постановки сказки Постановка сказки «В гостях у сказки»
Работа с семьёй Сентябрь Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы :
1. Изготовление героев сказки детьми.
2. Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.
3. Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.
4. Пополнить кукольные, настольные театры т. д. Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.
Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок.
Октябрь Цикл консультаций «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего, читать детям сказки?», «Роль сказки в развитии детей», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка». Информация в уголке для родителей.
Ноябрь Совместное творчество родителей и детей (рисунки, поделки героев сказки). Выставка рисунков и создание альбомов «Наши любимые семейные сказки».
Февраль Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.
Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи». Совместный досуг «Сказка ложь, да в ней намёк…»
Апрель Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Читаем и играем». Папка-передвижка в уголке для родителей.
Выставка детских рисунков по сказкам, изготовление буклетов «Роль сказки в жизни ребенка».
Май Подготовка фотографий для презентации. Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»
Самореализация Сентябрь- ноябрь Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.
Дополнение театрального уголка новыми пособиями. Составление конспектов ООД; подготовка материалов для консультаций.
Декабрь Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей». Выступление на педагогическом совете.
Февраль Постановка театрализованной сказки с детьми. Выступление в детском саду.
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.