Папки-передвижки

Кружковая деятельность «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством народных сказок»

Валентина Саввинова
Кружковая деятельность «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

 «Сказки – это зернышко, из которого

                                                                           прорастает эмоциональная оценка    

                                                                        ребенком жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский.

«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,

то золото, что блестит огоньками в

детских глазах, звенит смехом из детских

уст и уст родителей».

                                    Г. Х. Андерсен.

Актуальность выбранной темы:

Публикация «Кружковая деятельность „Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством народных сказок“» размещена в разделах

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший  дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь сверстнику в трудной ситуации.

Для решения данной проблемы выбрала работу по ознакомлению детей с народными сказками, т. к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, поставила перед собой следующую цель.

Цель: Использование в образовательной деятельности народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников.

2. Создать необходимые условия для знакомства детей с народными сказками.

3. Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.

4. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

5. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Форма самообразования : индивидуальная, групповая.

Этапы работы по самообразования:

1. Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь

2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.

4. Представление опыта работы по теме: май 2021.

Содержание образовательной деятельности определяется Образовательной программой ДОУ, разработанной в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы». Формирование нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы посредством народных сказок по ФГОС дошкольного образования соответствует образовательным областям «Социально – коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».

Поэтому, изучив приемы, методы и этапы разработала план работы на год.

План работы по самообразованию

№ Название мероприятия Сроки Результат

1. Подбор методической литературы для изучения Сентябрь

2022-2023г. Подобрать методическую литературу для изучения.

2.  Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т. д. Октябрь  - Май 2022 – 2023.   Изучение методической литературы по теме:

1. Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».

2. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».

3. Т. А. Шарыгина «Вежливые сказки».

4. А. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».

5. Л. И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» .

6. Лебедев Ю. А. «Сказка как источник творчества детей».

7. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».

8. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии»

9. О. Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей).

10. Журнал «Дошкольное воспитание»

11. Изучение методик и технологий педагогов в интернете, опыт работы в ДОУ и применение их на практике.

3. Сбор материала для педагогической копилки занятий, ООД, бесед, экскурсий и т. д. Октябрь – Май 2022- 2023 г. Папка – копилка,

 сайт воспитателя.

4. Разработать перспективный план работы с детьми на год.

Подготовить перспективное планирование для внедрения приемов, методов, форм работы с детьми.

(по  методике. Б. Фесюковой). Октябрь – Май 2022- 2023 г. Перспективное планирование по воспитанию интереса дошкольников к работе с книгой и дополнительному развитию их познавательных и речевых умений на материале сказок «Сказки - добрые друзья.

5. Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе;

совместная подготовка выставок, рисунков, поделок, композиций детей; оформление группового помещения к драматизации.

Представление работ в ДОУ.

Октябрь – Май 2022-2023 г. Литературные вечера,ООД «Спешите делать добро», викторина «В гостях у сказки», театральная постановка сказки «Заюшкина избушка», выставка детского творчества «В стране добра и зла», выставка поделок «Волшебные помощники»,

проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».

6. Работа с родителями Октябрь – Май 2022-2023 г. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы :

1. Изготовление героев сказки детьми.

2. Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.

3. Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.

4. Пополнить кукольные, настольные театры т. д.

Консультация для родителей: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего, читать детям сказки, «Роль сказки в развитии детей», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».

Практикум для родителей: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».

Анкетирование родителей «Как вы развиваете семейное чтение детей в домашних условиях?».

Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам

(см. по плану детского сада,

изготовление костюмов для драматизаций, праздников, конкурсов, совместные досуги и праздники, проекты и т. д.

7. Самоанализ и самооценка ООД в своей группе Октябрь – Май 2022-2023 г. Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей с дошкольного возраста, посредством народных сказок.

Отчёт по теме самообразования.

Обобщение результатов (май)

Показ постановки народной сказки в конце учебного года.

Ожидаемые результаты для детей :

1. Формирование у детей представления о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев народных сказок;

2. Развитие позитивной самооценки у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

3. Повышение интереса у детей к чтению художественной литературы;

4. Развитие творческих способностей у детей с дошкольного возраста через ознакомление с народными сказками;

5. Воспитание бережного отношения к книге, доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

1. работа над темой  профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность  в развитии у детей нравственных качеств, создание методического  материала по данной проблеме, поиске новых,  эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию (мероприятий с применением новых образовательных технологий; создание дидактических  материалов, наглядностей, моделей; участие в конкурсах, выставках, выступление с докладами на семинарах, педсоветах);

2. повысит уровень знаний и умений дошкольников при работе с народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;

3. воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

План работы на год (по месяцам)

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».

2. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».

3. Т. А. Шарыгина «Вежливые сказки».

4. А. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».

5. Л. И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» .

6. Лебедев Ю. А. «Сказка как источник творчества детей».

7. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».

8. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии»

9. О. Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей) .

10. Журнал «Дошкольное воспитание» Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Перспективное планирование по воспитанию интереса дошкольников к работе с книгой и дополнительному развитию их познавательных и речевых умений на материале сказок «Сказки - добрые друзья

 (по методике Л. Б. Фесюковой).

Работа с детьми Сентябрь-май Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию. Литературные вечера.

Ноябрь Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла. ООД «Спешите делать добро».

Декабрь Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие. Викторина «В гостях у сказки».

Январь Тематические занятия, самостоятельное творчество. Выставка детского творчества «В стране добра и зла».

Февраль Чтение сказки «Заюшкина избушка», разучивание слов, действий. Театральная постановка сказки «Заюшкина избушка», разучивание.

Март Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки (на определение сказочного героя, «Сказочное лото») и т. д. Неделя дидактических игр.

Апрель Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской «Рукотворный мир». Выставка поделок «Волшебные помощники».

Май Подготовка рисунков и поделок для выставки «Мой любимый сказочный герой». Проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».

Июнь Отчетный показ постановки сказки Постановка сказки «В гостях у сказки»

Работа с семьёй Сентябрь Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы :

1. Изготовление героев сказки детьми.

2. Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

3. Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.

4. Пополнить кукольные, настольные театры т. д. Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок.

Октябрь Цикл консультаций «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего, читать детям сказки, «Роль сказки в развитии детей», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка». Информация в уголке для родителей.

Ноябрь Совместное творчество родителей и детей (рисунки, поделки героев сказки). Выставка рисунков и создание альбомов «Наши любимые семейные сказки».

Февраль Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.

Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи». Совместный досуг «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Апрель Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Читаем и играем». Папка-передвижка в уголке для родителей.

Выставка детских рисунков по сказкам, изготовление буклетов «Роль сказки в жизни ребенка».

Май Подготовка фотографий для презентации. Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»

Самореализация Сентябрь- ноябрь Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

Дополнение театрального уголка новыми пособиями. Составление конспектов ООД; подготовка материалов для консультаций.

Декабрь Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей». Выступление на педагогическом совете.

Февраль Постановка театрализованной сказки с детьми. Выступление в детском саду.

Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая деятельность «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством народных сказок»
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 05:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая деятельность «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста, посредством народных сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Саввинова (УИ 2168686) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД