Елена Некрасова
Круглый стол с родителями «С чего начинается здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела
педагог-психолог МБДОУ № 348
Некрасова Елена Ивановна
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.
Публикация «Круглый стол с родителями „С чего начинается здоровье“» размещена в разделах
Укрепление здоровья детей — непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Существуют раз-личные взгляды ученых на определение понятий «здоровье» и «здоровый ребенок», (В. Т. Спиркин, Н. М. Амосов, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский, Т. Л. Богина, Ю. В. Вельтищев и др.).
Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Здоровье — важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно — его эмоциональной сферы.
Здоровый ребенок — как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.
Здоровье ребенка — это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных характеристик, своевременное формирование адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста.
С физиологической точки зрения здоровье характеризуется правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических систем организма, их своевременным развитием.
Хорошее здоровье — основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие человека.
Результаты специальных исследований (2006—2007 гг.) свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту катастрофически уменьшается число здоровых детей. Чуть более 10% их входят в первую группу здоровья. Физиологическая незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения — у 70%, хронические заболевания — у 50%.
Были выявлены (2004г.) принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных дошкольников.
Сложные социально-экономические события в нашей стране, явная невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с невротическими расстройствами. По данным Захарова А. И., каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные дети».
Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы психического здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чув-ствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.
Внешние источники угрозы психологической безопасности и здоровью ребенка :
Манипулирование детьми.
Индивидуально-личностные особенности персонала.
Межличностные отношения детей в группе.
Враждебность окружающей среды.
Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
Неправильная организация общения.
Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
Неблагоприятные погодные условия.
Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка
Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.
Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
Отсутствие автономности.
Индивидуально-личностные особенности ребенка.
Патология физического развития.
Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.
Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Следует помнить, что дошкольное детство — это период наиболее интенсивного эмоционального развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических нарушений, вплоть до выраженных неврозов.
Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастах онтогенеза.
Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря полноценному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т. п. Следует помнить, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляют полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
В основе психологического здоровья являются душевных комфорт и духовное развитие человека.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.
Основные средства профилактики и коррекции
психоэмоционального напряжения у детей
Лучшим средством для профилактики и снятия нервного напряжения является физическая нагрузка - любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.
Важные компоненты здорового образа жизни : сон, питание, закаливание.
Во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами.
В профилактике психоэмоционального напряжения детей важно и питание. Важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу.
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры.
Большое значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быст-рее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено прежде всего тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.
Изобразительная деятельность играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребенка благодаря индивидуальному выражению себя в рисунке, устранению постоянного оценивания со стороны взрослых.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, рисунок используется как психокоррекционный метод в контексте игры. Показаниями для проведения рисуночной терапии являются:
• трудности эмоционального развития, психоэмоциональное напряжение, актуальный стресс, снижение эмоционального тонуса;
• эмоциональная депривация детей;
• наличие конфликтных межличностных отношений в семье, в детском коллективе;
• повышенная тревожность, фобические реакции;
• низкая степень самопринятия, негативная Я-концепция.
Изобразительное искусство позволяет ребенку через рисунок решить задачу самовыражения и самопознания, познания мира природы и социального, решить личностные проблемы, проблемы его эмоционального неблагополучия.
Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надежный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нару-шений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на психическое здоровье, развитие эмоций.
Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте, дать почувствовать ему ту эмоциональную окраску, которая есть у любого творческого труда. Важно не только с нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком. Положительные эмоциональные переживания во время такой совместной деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем. В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и медленнее наступает утомление.