Светлана Тимофеева
Круглый стол с родителями «Трудовое воспитание дошкольников дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол с родителями
по теме: «Трудовое воспитание дошкольников дома»
Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания детей.
Задачи:
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Родительские собрания в детском саду
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье Охарактеризовать содержание интереса к труду у ребенка, с учетом возрастных особенностей в процессе трудового воспитания в семье Вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуаций Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми и взрослыми.
Ход мероприятия
Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на нашу встречу.
Сегодня нашу встречу я хочу начать со слов К. Д. Ушинского
«Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование. А воспитание трудолюбия».
И нам предстоит обсудить вопрос «Как вырастить ребёнка трудолюбивым?»
Просмотр фрагмента фильма «Мачеха»
Ведущий просит участников поделиться своими мнениями.
- Как вы оцениваете позиции учителя и матери по отношению к трудовому воспитанию ребёнка?
- К чему, на ваш взгляд, может привести ограждение ребёнка от труда?
Труд - является основным видом деятельности человека. До того дня, пока наши дети начнут лечить людей или строить дома, пройдет немало лет. Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.
Скажите, пожалуйста, а какие качества личности формируются в результате трудовой деятельности? (самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность)
И начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь. Основы ТВ закладываются в семье. Но, однако, нужно признать, что последнее время ТВ в семье уделяется недостаточно внимания, приоритетным направлением современной семьи является в большей степени интеллектуальное развитие ребёнка. Труд остаётся эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей. Однако вряд ли кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.
Предлагаем разделиться на две команды.
1 задание.
У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Каждая команда должна обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка. Если одна команда не справляется, помогает ей другая.
Ситуация 1: Вале 5 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.
Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в меру.)
Все трудовые поручения следует давать, объяснив, что, за чем и почему делается. Показать образец правильного выполнения поручения, несколько раз совместно выполнить его. Никогда не доделывайте за ребенка начатое им дело, иначе со временем он начнет уклоняться от выполнения трудовых поручений, зная, что это всегда могут сделать взрослые.
Ситуация 2: Вы дали ребенку поручение, а он пообещал, но не делает, тянет время. А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать. Или в ответ на просьбу вы услышали: "Я потом, можно. ?" "А почему всегда я? Что, больше некому?" "Пусть Ленка уберёт, я уже убрал. " Главное, нужно все-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь вашими помощниками могут быть не окрик, не угроза, не скандал, а игра и чувство юмора.
Вот, например, ваша девочка не собрав игрушки, рвется на улицу, к подругам, а вы ей скажите, что игрушки тоже хотят к своим друзьям, вон сколько пустых мест на полке.
Охотно соглашаюсь с вами, что такие игры нелегки, особенно, если вы опаздываете на работу или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем "взорваться", куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины. А нам нужно строить.
Ситуация 3: Шестилетняя Маша бежит к маме и с радостью ей сообщает: «А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться!» – девочка явно гордиться своим поступком. А мама в это время разговаривала с подругой по телефону и не обратила на девочку внимания. «Одевайся скорей, видишь, я разговариваю»- ответила мама раздраженно.
Вопрос: Как бы вы поступили в данной ситуации?
Ребёнок выполнил поручение, явно постарался. Доброе слово родителей - важная награда. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Но, если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность.
2 задание
Среди современных ученых бытует мнение, что не следует разделять труд на «мужской» и «женский». Согласны ли и вы с этим мнением? Если нет, то почему?
Родители должны знать, что и девочек, и мальчиков нужно приучать ко всем видам домашней работы наравне. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками.
Попросим команды описать трудовую деятельность мальчиков и трудовые поручения для девочек.
Трудовое воспитание девочек (первая команда)
Девочек необходимо привлекать к домашнему труду : учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших. Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.
Трудовое воспитание мальчиков (2 команда)
Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым. В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия : помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.
(анализ задания)
3 задание
У каждой команды есть список способов привлечения ребенка к труду. Ваша задача, расставить по вашему мнению эти способы по принципу эффективности. Какой из этих способов самый эффективный по вашему мнению и почему?
• Просьба
• Принуждение
• Поощрение
• Одобрение
• Благодарность
• Соревнование
• Наказание
Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового.
Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случаи никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.
Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие плюсы оценки деятельности ребенка.
Одобрение – простой вид поощрения.
Благодарность – более высокий уровень.
Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.
Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.
Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса. Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Полезные советы могут быть такие:
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручения совместными усилиями.
.4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите детей уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка.
Послушайте воспоминания крепостного крестьянина Федора Бобкова. Вот что он писал о своем детстве:
«Участие мое в работах заключалось в наматывании ниток на маленькие шпулечки для тканья миткаля. Летом на моей обязанности лежало нянчить брата и сестру, которые были моложе меня. Во время жатвы я оставался с ними в доме один. Возился я с ними не особенно много, — Петрушке давал кусок хлеба, Кате соску и убегал играть с мальчиками, забывая совершенно о своих питомцах. Изредка соседка наша, тетка Матрена, покричит на меня, что оставил детей без присмотра, тогда я возвращался домой, пихал в рот одному кусок хлеба, другому соску и опять убегал.
Я неспроста зачитала этот отрывок из воспоминаний. Каждый из нас, слушая это отрывок, мысленно перенесся в те далекие времена. Представили этого мальчугана и проводили параллель с нынешними детьми.
Может быть, и была какая-то особая система воспитания для крестьянских детей, но большинство из них росли в естественной окружающей их среде и познавали все новое сами, набивая шишки.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву" : всю домашнюю работу берут на себя.
– Почему я! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.
Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.
И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.
"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.
Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а человека, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста
Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу. В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Заключительная часть:
Давайте подведём итог нашей встречи. Ответим на вопросы, которые мы поставили в начале нашей беседы: Для чего нужно прививать любовь к труду у детей?
На вопрос: «Как воспитывать трудом?» мы тоже постарались ответить. Вашему вниманию и на обсуждение были представлены: формы, методы, принципы, условия, правила организации трудовой деятельности. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча помогла вам разобраться в очень важных вопросах трудового воспитания. И я очень надеюсь, что многие из вас воспользуются нашими советами и рекомендациями. Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А. С. Макаренко:
- «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев? - Вы опоздали ровно на 9 месяцев! — ответил Макаренко.
Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания. Благодарим всех за участие. До новых встреч!
Предлагаем вам памятку. Она напомнит вам о том, о чём мы сегодня с вами говорили.
Памятка для родителей «Приучаем ребёнка к труду»
Правильно спланированный домашний труд вовсе не лишает детей детства и не переутомляет на фоне других занятий, тем более, не может понизить детскую самооценку.
Гораздо больше вреда мы наносим уверенности и самооценке детей, когда лишаем их возможности почувствовать свою принадлежность к семье, привыкнуть к сотрудничеству и ответственности, научиться какому-нибудь делу, чтобы понять, насколько они умелые и самостоятельны.
Составляйте список семейных домашних дел вместе с детьми. Сразу отмечайте – в каких пунктах они могут принять участие.
Научите детей навыкам работы и выполняйте ее вместе с ребенком до тех пор, пока он не научится работать самостоятельно. Оставайтесь рядом в случае необходимости, но при этом отойдите в сторону и постарайтесь не вмешиваться, пока ребенок не попросит о помощи сам.
Можно сделать картонные «часы» с картинками домашних работы (мойка посуды, вытирание пыли, поливание цветов, накрывание на стол). Пусть дети передвигают стрелки от одной работы к другой по мере выполнения. Позаботьтесь об удобном инвентаре. Например, маленькие садовые инструменты, небольшие губки для мытья посуды.
Используйте также кухонную доску или стикеры, где виды работы можно вычеркивать, и факт их выполнения будет виден всем (это дает повод для похвалы, повышает чувство принадлежности и значимости и удобно для обсуждения возникших проблем на домашнем совете).
По возможности синхронизируйте домашние работы. Выберете общее время, когда каждый может выполнить свою часть работы.
Оценивайте сам вклад выполненной работы. Прокомментируйте качество работы, выразите надежду, что в следующий раз будет лучше. Не забывайте отмечать улучшение качества работы из раза в раз.
Не выполняйте за детей работу потому, что им много задали, или они занимаются спортом. Обсудите с ними, как организовать свое время, чтобы домашняя обязанность не была в ущерб остальным занятиям. Опирайтесь на чувство здорового азарта, предложите ребенку использовать таймер для ускорения, спорьте, за сколько времени можно успеть сделать тот или иной, уже хорошо знакомый вид работы, вступите с ребенком в соревнования, выполняя свою часть работы. Для справедливости время работы на таймерах у вас и у ребенка может быть разным.
Воздерживайтесь от придирок и напоминаний. Если работа забыта, попросите детей заглянуть в список. Или используйте чувство юмора. Одна мама поставила кастрюлю на стол и сделала вид, что собралась разливать суп в невидимые тарелки. Нетрудно представить, как повел себя ребенок, ответственный за сервировку стола.