Алина Мирошниченко
Круглый стол с родителями «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Работу выполнила:
Мирошниченко Алина Георгиевна,
Воспитатель
«Ум ребенка – в пальчиках»
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
Публикация «Круглый стол с родителями „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Цель: ознакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развития.
Задачи:
• изучить понятие мелкой моторики;
• раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;
• повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;
• сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;
• познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук.
Ход круглого стола
- Уважаемые родители, мы рады встрече с вами.
Игра «Комплимент» (сплочение родительского коллектива, создание положительного эмоционального фона).
- У меня в руках мяч. Мы его будем передавать соседу, и говорить приятные слова, комплименты.
- Я предлагаю вам отгадать загадку:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
(Пальцы.)
-Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста.
Многими учёными изучена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой
моторики. Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи
развитие тонких движений пальцев рук. Исследования М. М. Кольцовой доказали,
что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре
больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует
появлению артикуляции слогов у малыша. Она доказала, что благодаря развитию
пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые
реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Еще век
назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с
тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Исследователи детской
речи говорят о том, что движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией.
Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится
в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше
нормы.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод
накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,
гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это
стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые,
гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает
необходимый стимул для развития. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, нужно
развивать его ручки.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но
и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность
после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих
звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем
самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем
дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые
стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать
речь.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией,
нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными,
не забывать хвалить ребенка.
Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок
держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе
выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это
использование книжек – раскрасок, рисование пальцами на стене в ванной,
используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить
можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную
ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для
приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр –
обводок.
Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, можно предложить порисовать
пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами
одновременно.
Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами
с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые
«печатки».
Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать
доступные задания и не забывать мыть руки. Если пластилин по какой-то причине
вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне
зависимости от результата.
Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы
опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты -
как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок,
придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет
(иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были
безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать
геометрические формы и фигурки из всех тех же цветных журналов, и клеящим
карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из несколько раз
сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво
вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку
или звездочку.
Игры – шнуровки можно использовать как фабричного производства, так и
выполненного своими руками.
Многообразные шнуровки представлены на
выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание,
формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют
развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком
является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Занять ребенка на длительное время можно играя с пинцетом и пипеткой. То,
что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и,
вместе с тем, развивает его моторику.
Игры с бусинами, макаронами отлично развивает руку разнообразное
нанизывание.
анизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и
макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме. Такие
игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют
ребенка, снимают эмоциональное напряжение.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень
много: нетрадиционные техники рисования, пластилинография, шнуровки. При
желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их
можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности
каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
- Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук и речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?
Ответы родителей.
Конечно это пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает усидчивость, умственные способности, внимание, память, мышление;
- развивает тактильную чувствительность;
- создают благоприятный эмоциональный фон;
- формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл.
Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.
А сейчас мы предлагаем вспомнить знакомые Вам пальчиковые игры. Какие вы знаете пальчиковые игры.
Ответыродителей. -Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай разомнем наши уставшие ручки.
Игра с родителями из серии "Расскажи стихи руками".
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим,
(стучим ребром ладошек)
Мы морковку трем, трем,
(трем кулачками)
Мы капусту солим, солим,
А потом всё жмём, жмём.
«Апельсин»
Мы делили апельсин
(руки сжаты в кулачок)
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
(разгибаем пальчики)
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Это долька для бобра,
А для волка — кожура!
(встряхнуть кистями рук)
-И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, дети могут взять их в любое время и заниматься.
В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям и педагогам ДОУ развивать у детей мелкую моторику. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
-Сейчас Вы увидите, чем же в своей деятельности занимаемся с детьми мы по развитию мелкой моторике.
(просмотр фотопрезентации).
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений для развития мелкой моторики рук. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
При условии участия в этих играх всех членов семьи, они могут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью, а также в игровой форме будут способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи, творческих способностей малыша и координации движений пальцев рук детей.
Развитие мелкой моторики очень важно, потому что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не причем. Вы и только Вы способны в большей мере помочь своему ребенку в этом непростом деле. Все это – залог успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.
Уважаемые родители в конце нашего собрания нам бы хотелось предложить для вас небольшое домашнее задание: изготовить дома, совместно с вашим ребенком, а может и всей семьей, - пособие для развития мелкой моторики рук с использованием бросового материала.
Спасибо за внимание!