Любовь Четверикова
Круглый стол «Реализация федерального государственного стандарта от качества условий к качеству результатов»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения
1. Дискуссия на тему «Качество дошкольного образования»
2. Презентация «Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО»
3. Итоги: «Мониторинг обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС»
4. Практикум «Что нужно сделать для решения выявленных проблем?»
Дискуссия на тему «Качество дошкольного образования»
1. Как вы считаете, что обозначает понятие «качество образования»?
2. Что определяет качество дошкольного образования?
3. От соблюдения каких условий зависит качество дошкольного образования?
Публикация «Круглый стол „Реализация федерального государственного стандарта от качества условий к качеству результатов“» размещена в разделах
4. От чего же зависит качество ДОУ?
Презентация «Управление качеством дошкольного образования в
условиях внедрения ФГОС ДО»
Трудно себе представить более актуальную и сложную проблему в истории развития экономики любого государства, чем проблему обеспечения и оценки качества в различных сферах производства и предоставления услуг, в том числе и образовательных.
Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта. По мнению общественности, детский сад – скорее не институт образования, а место комфортного пребывания дошкольников. Все согласны с тем, что ребенок, пришедший в детский сад, должен получить дошкольное образование хорошего качества. Но если мы начнем выяснять, что конкретно понимается под качественным дошкольным образованием, то увидим что мнение родителей и воспитателей, учителей и руководителей, практиков и ученых существенно расходятся.
1. Как вы считаете, что обозначает понятие «качество образования»?
Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.
Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
Сегодня у нас нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования, его результаты, к ним относятся целевые ориентиры.
2. Что определяет качество дошкольного образования?
Качество дошкольного образования определяется:
• содержанием дошкольного образования,
• требованиями к подготовке выпускников (результаты образовательной деятельности,
• создание предметно-пространственной среды.
Содержание дошкольного образования зависит от качества управленческого и педагогического планирования. Наличие в системе управленческого планирования стратегического плана – образовательной программы ДОУ.
3. От соблюдения каких условий зависит качество дошкольного образования?
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении сле-дующих условий
• Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций
социального, государственного заказа.
• Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
• Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития.
• Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
• Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности.
• Соблюдение материально-технических и медико-социальных условий, ориентированных на ребенка и его благополучие.
4. От чего же зависит качество ДОУ?
1. От качества работы воспитателя
2. От отношений, которые сложились в коллективе
3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
В России для большинства уровней и ступеней образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, представляющий собой совокупность трех групп требований:
• к структуре основной образовательной программы;
• к условиям реализации основной образовательной программы;
• к результатам освоения основной образовательной программы.
Определение качества образования в образовательной организации или системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательной программы, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте.
Соответствует – значит, образование качественное.
Соответствует в какой-то степени - значит, образовательное учреждение на пути достижения качества.
Соответствие объекта стандарту и удовлетворенность потребителя состоянием объекта – безусловно, взаимосвязанные составляющие понятия качества образования, в том числе дошкольного. Образование должно не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять потребителя. Современная концепция ФГОС, в которой образовательный стандарт понимается как общественный договор, ориентирован на учет интересов и потребностей ребенка, его семьи, общества и государства. До недавнего времени моральные и материальные усилия на организацию процесса образования дошкольников были направлены вне зависимости от достижения результата. Это, с одной стороны, ограничивает права граждан на получение качественного образования, а с другой – сужает сферу ответственности ДОУ.
Системообразующим компонентом ФГОС выступают требования к результатам освоения ООП, потому что именно результаты образования, во-первых, представляют собой конкретное описание достигнутых целей, а во-вторых, являются главным предметом договора между личностью, обществом и государством.
О. А. Сафонова считает, что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков:
• качество образовательного процесса (элементами которого являются со-держание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей);
• качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса);
• качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении.
Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического кол-лектива.
В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
• как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
• как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);
• какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства;
• положительный микроклимат в коллективе;
• система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя;
• ориентация на образовательные потребности и запросы семьи;
• систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)
К. Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:
- через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;
- через личностные субъективные аспекты в системе управления: формиро-вание коллектива и регулирование морально - психологического климата в нем.
Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:
- проследить динамику развития каждого ребёнка;
- оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;
- определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.
-Во время оценки качества воспитательно-образовательного процесса нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития.
В последние годы сложилась определённая система оценки качества образования:
• лицензирование образовательной деятельности;
• аттестация педагогических работников;
• мониторинг образовательных достижений обучающихся;
• олимпиады, конкурсы и другие интеллектуальные соревнования обучаю-щихся;
• профессиональные конкурсы;
• социологические исследования (опросы) в области образования;
• контроль и надзор за соблюдением образовательными учреждениями действующего законодательства в сфере образования;
• плановые и внеплановые проверки содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях;
• самообследование деятельности образовательного учреждения (предлицензионное, ежегодное – для составления публичного отчёта о деятельности учреждения).
Итоги: «Мониторинг обеспечения качества дошкольного образования в
условиях введения ФГОС»
В мониторинге, прошедшем в нашем районе в феврале 2016 г. приняли участие 12 дошкольных образовательных учреждений («Кораблик детства», «Улыбка», «Алёнушка»).
Результаты мониторинга:
«Самоанализ готовности дошкольных образовательных учреждений к введению ФГОС ДО» показал, что 10 ДОУ готовы к введению ФГОС частично, т. е. готовность среднего уровня, учреждения на пути к достижению качества,; 2 учреждения показали готовность ниже среднего уровня, т. е. учреждения не готовы к введению ФГОС. Общая готовность – выше среднего – 63 % от планируемого результата.
Подробнее остановлюсь на направлениях — создании организационно-управленческих условий для введения Стандарта, так как качество работы образовательной организации — это управляемый процесс и зависит от:
- управленческих условий (готовность администрации к нововведениям, уча-стие родителей в управлении реализацией основной образовательной программы, управление процессом реализации основной общеобразовательной программы) – данное направление готовность: уровень выше среднего – 67 %;
- педагогические условия (уровень профессиональной компетентности педа-гогов, условия профессионального развития и самореализации персонала ДОУ) – уровень выше среднего – 70 %;
- организационно – содержательные условия (организация процесса реализации ООП, обеспечение реализации ООП: программно – методическое, дидактическое, оснащенность образовательного процесса) уровень готовности ниже среднего – 42 %.
«Оценка развивающей предметно-пространственной среды»
Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды ДОУ согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, показала, что ППС находится в стадии разработки: 8 ДОУ - уровень выше среднего – 67 %;, 2 учреждения – средний уровень – 16,5 %; 2 учреждения – уровень ниже среднего – 16,5 %.
В некоторых ДОУ полностью отсутствуют следующие показатели:
- 1 ДОУ - наличие зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей разных возрастных групп и взрослых;
- 2 ДОУ – помещения для разных видов двигательной активности детей;
- 1 ДОУ – условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий;
- 2 ДОУ - наличие в группах различных модулей, ширм, дающей возмож-ность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- 5 ДОУ - оборудование для использования информационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, сканеры, интерактивное оборудование).
«Готовность педагогических работников к введению ФГОС ДО»
Результаты любого дела, зависят от того, кто и как это дело делает. Именно мастерство, профессионализм и желание исполнителей обеспечивают качество результата. Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.
Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, акмеологическую, икт-компетентность.
В самооценке приняли участие 113 педагогов, результаты самооценки готовности педагогических работников к введению ФГОС показали:
- методологическая компетентность (понимание оснований системно-деятельностного подхода, обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка) высокий уровень – 44 %; средний уровень – 41 %; уровень ниже среднего – 8 %;
- психолого-педагогическая компетентность (знание педагогом возрастных особенностей детей, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком) высокий уровень – 54 %; средний – 44 %; уровень ниже среднего 2%;
- коммуникативная компетентность (владение приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений) – высокий уровень – 53 %; средний – 45 %; уровень ниже среднего – 2 %;
- исследовательская компетентность (умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса, готовность осуществлять поиск необходимой информации) – высокий уровень – 54 %; средний – 40 %; уровень ниже среднего – 5 %; низкий уровень – 2 %;
- презентационная компетентность (умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности) – высокий уровень – 35 %; средний – 33 %; уровень ниже среднего – 25 %; низкий уровень – 7 %;
- акмеологическая компетентность (готовность педагога к профессиональному росту) – высокий уровень – 38 %; средний – 47 %; уровень ниже среднего – 14 %; низкий уровень – 1 %;
- информационно-коммуникационная компетентность (умение владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе) – высокий уровень – 55 %; средний – 43 %; уровень ниже среднего 1 %; низкий уровень – 1 %.
«Выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС»
Выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС было определено с помощью «Вопросника», мы получили ответы на вопросы 113 педагогов.
По результатам опроса большинство педагогов отнеслись к Стандарту позитивно, считая, что его введение привнесёт в дошкольное образование свежие идеи, появятся новые программы, технологии, открывающие широкие возможности для реализации творческого потенциала и делающие пребывание ребёнка в детском саду будет более комфортным.
Так по результатам анкетирования:
- у 84% педагогов сформирована мотивационная и личностная готовность к переходу на Стандарт,
- у 12% педагогов отношение к Стандарту неоднозначное, они испытывают затруднения в когнитивном и технологическом аспекте нововведения.
- у 4 % педагогов отрицательное отношение к Стандарту, причина личностная и профессиональная неготовность педагогов к переходу на Стандарт (это традиционный подход к профессии, консервативное мышление, отсутствие профессиональной подготовки).
Какие профессиональные трудности у Вас возникли в связи с введением ФГОС?
- недостаток методической литературы – 30 %;
- не умение планировать образовательную деятельность – 23 %;
- недостаточное материально-техническое обеспечение – 18 %;
- неумение провести образовательную деятельность НОД – 10 %;
- ППС не соответствует ФГОС – 9 %;
- не готовы морально – 8 %;
- ощутили недостаток знаний по ФГОС – 5 %;
- низкий профессиональный уровень – 4 %;
- неумение произвести оценку уровня развития дошкольников – 4 %;
- нет высшего образования – 3 %;
- не получают своевременно методических рекомендаций – 2 %;
- не владеют ИКТ – 1 %.
Какие вопросы по введению ФГОС Вы считаете наиболее освоенными?
- планирование образовательной деятельности – 21 %;
- умение выстраивать взаимодействие с родителями – 17 %;
- умение организовать и провести НОД в соответствии с ФГОС – 17 %;
- хорошо овладели знаниями о Стандарте – 9 %;
- умение создать условия, в том числе и организацию ППС – 8 %;
- владение ИКТ – 7 %;
- знания возрастных и психологических особенностей детей – 3 %;
- овладели новыми формами работы – 2 %.
Какие результаты профессиональной деятельности предполагаете использовать в условиях введения ФГОС ДО?
- умение применять в работе современные развивающие технологии – 17 %;
- знания, приобретенные на Курсах повышения квалификации – 16 %;
- умение создавать и реализовывать проекты – 14 %;
- владение ИКТ – 13 %;
- знание методик – 8 %;
- умение организовать и провести НОД – 6 %;
- участие в методической работе, конкурсах – 6 %;
- полученное образование – 5 %;
- использование в работе здоровьесберегающих технологий – 4 %;
- взаимодействие с родителями – 3 %;
- умение планировать образовательную деятельность – 3 %;
- приобретенный опыт работы – 2 %;
- умение презентовать собственный опыт – 2 %.
Пожелания по организации методической работы по введению ФГОС на следующий учебный год?
- проведение семинаров, консультаций, педсоветов – 21 %;
- открытый просмотр НОД в соответствии с ФГОС – 14 %;
- необходима методическая поддержка – 13 %;
- материально-техническое обеспечение на должном уровне – 12 %;
- приобретение методической литературы – 9 %;
- помощь в создании индивидуальных образовательных маршрутов – 3 %;
- посещение других ДОУ с целью приобретения полезного опыта работы – 3 %;
- использование в работе современных развивающих технологий – 2 %;
- презентация педагогического опыта – 2 %;
- повышение профессиональных компетенций, КПК, самообразование – по 1 %.
Оценка готовности к введению ФГОС
Низкая готовность – 5 %
Готовность к решению отдельных задач – 64 %
Готовность к реализации ФГОС в полном объеме – 18 %
Практикум «Что нужно сделать для решения выявленных проблем?»
Введение Стандарта затронуло все составляющие дошкольного образования — педагогов, детей, семью, которая стала реальным участником образовательного процесса. Однако изменения самыми первыми почувствовали сотрудники дошкольных организаций, потому что Стандарт не может изменить работу детских садов в одну секунду. Заложенные в нём требования к дошкольному образованию достаточно серьезные и предполагают проведение большой работы.
Несмотря на имеющийся опыт работы в инновационном режиме, при пере-ходе на Стандарт и ряд проблем (отсутствие образовательной программы, недостаточное обеспечение материально-технической базы, отсутствие чёткого механизма финансирования, личностная и профессиональная неготовность педагогов) нам необходимо создать условия для реализации требований Стандарта.
Как Вы думаете, что необходимо сделать нам для решения возникших проблем?
1. Изучить и поэтапно реализовать требования Стандарта.
2. Создать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность дошкольной организации.
3. Разработать организационно-управленческие решения, регулирующие введение Стандарта.
4. Обеспечить координацию и планирование деятельности дошкольной организации в соответствии с планом-графиком по введению ФГОС ДО.
5. Повысить профессиональный уровень педагогов через прохождение курсовой подготовки, внутрифирменное обучение.
6. Организовать методическое и информационное сопровождение реализации ФГОС ДО.
7. Наладить взаимодействие с родителями и СОШ по вопросам введения Стандарта.
При участии рабочей группы нужно сделать самоанализ готовности детского сада к переходу на Стандарт, провести анализ результатов анкетирования педагогов. Рассмотреть мероприятия дорожной карты, все ли сделано для ознакомления педагогов со Стандартом.
На основе полученных результатов соответствия образовательного процесса требованиям Стандарта подумать, что нужно сделать в следующем учебном году:
-— разработка нормативных документов;
— внесение изменений и дополнений в образовательную программу;
— разработка плана повышения квалификации педагогических кадров, методической работы и контроля за реализацией требований Стандарта;
— разработка порядка оснащения предметно-пространственной среды;
— создание модели сетевого взаимодействия ДОУ и организаций, заинтересованных в сопровождении Стандарта и получении качественных результатов образовательной деятельности;
— разработка порядка информационного сопровождения.
Одним из требований Стандарта является реализация Программы в формах, специфических детям дошкольного возраста, одним из которых является игра. Необходим, изучить и разработать игровые технологии, приемлемые для вашего ДОУ, создать оптимальные условия для поддержки игровой деятельности и обеспечения права каждого ребёнка на игру.
Создать методическую копилку: рекомендации к предметно-пространственной среде, практические материалы по организации совместной деятельности с детьми в соответствии с требованиями Стандарта, картотеку со-временных образовательных технологий, комплексно-тематическое планирование образовательной и игровой деятельности.
Одним из показателей эффективности введения Стандарта является успеш-ность обучения выпускников дошкольной организации в школе. Качество дошкольного образования зависит от системы преемственности дошкольного и школьного Стандартов. Необходимо наладить активно взаимодействие в данном направлении через разные формы работы.
Успех введения Стандарта зависит от грамотного информационного сопровождения и отчётности о проделанной работе перед родителями, контролирующими органами и социальными партнёрами. Осуществление взаимодействие с родителями как через традиционные формы работы (собрания, консультации, беседы, так и современные инновационные — семейная гостиная, дискуссионный клуб, День самоуправления, художественный салон, клуб по интересам, демонстрация достижений обучающихся. На данном этапе Совет родителей является полноправным участником управления ДОУ.
Перспектива дальнейшей работы по Стандарту должна быть направлена на:
— привлечение дополнительных средств для развития материально-технической базы;
— переход на образовательную программу, утверждённую Министерством образования и науки;
— отработку механизма преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО, а именно определение контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня (промежуточных результатов освоения программы).
Только поэтапная и целенаправленная организационно-управленческая деятельность позволит достичь положительных результатов.
Проблемы есть во всех ДОУ. Но они решаемы. Необходимо помнить, что даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее обо-рудование не дадут результата, если не начать с себя. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
В заключение хочется привести высказывание Александра Асмолова — одного из главных разработчиков новых стандартов: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Наша дальнейшая задача — не превратить федеральный государственный образовательный стандарт в «тормоз для корабля образования».