Анна Мишарина
Круглый стол «Современные вызовы и проблемы инклюзивного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные вызовы и проблемы инклюзивного образования».
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья имеющие разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития, и это одна из основных проблем неспециализированных детских садов. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.
Публикация «Круглый стол „Современные вызовы и проблемы инклюзивного образования“» размещена в разделах
Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны.
Внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявляет ряд проблем :
1. Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».
2. Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования для приобретения дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации без барьерной среды и тд.
4. Отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов, тифлопедагогов, олигофренологов и тд, а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.
5. Отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей специалистов ДОУ.
Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2 п. 16: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Понятия «ребенок с особыми образовательными потребностями» используется в современных научных исследованиях и некоторых законодательствах иностранных государств как более современный и точный аналог ребенку с ОВЗ.
Инвалидность не всегда связана с ограниченными возможностями здоровья в понимании ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование — это обучение ребенка, имеющего специальные образовательные потребности в связи с особенностями его здоровья, в общеобразовательном учреждении. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях.
Соответственно, для целей инклюзивного образования в современной России значение имеет термин ребенок или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ребенок с ОВЗ).
Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Мы –педагоги, в свою очередь стараемся создать оптимальные условия инклюзии в ДОУ :
1. желание родителей обучать своего ребенка вместе со здоровыми сверстниками, готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения;
2. наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации обучения, который является доступным и полезным для его развития;
3. возможность систематически оказывать ребенку квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь;
4. психологическая готовность ребенка с ОВЗ к совместному обучению со здоровыми сверстниками;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;
ООП – особые образовательные потребности;
ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум учреждения;
ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут; ТПМПК – территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия;
МСЭ – медико-социальная экспертиза;
ИПРА – индивидуальная программа реабилитации и абилитации (новая форма);
Эффективными являются следующие формы взаимодействия педагогов и специалистов:
1. Взаимообмен данными диагностики, для выбора оптимальных путей, форм и методов работы с детьми;
2. Координированное планирование деятельности педагогов и специалистов, в связи с проблемами в освоении индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ;
3. Периодические лекции и семинары специалистов по вопросам психофизиологических особенностей детей, определения и осуществления коррекционного маршрута детьми с особыми образовательными потребностями;
4. Подготовка печатного материала (стендов, брошюр, тематических папок, в котором в доступной для воспитателей форме будут освещены проблемные зоны воспитания и обучения детей с ОВЗ;
5. Ведение тетрадей взаимодействия участников образовательного процесса в инклюзированном ДОУ;
6. Выполнение воспитателем индивидуальных заданий педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога,
7. Взаимопосещение занятий, для корректировки наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
Выполнение организационно-педагогических требований, регламентирующих профстандартом «Педагог», который предполагает следующие обязанности:
1. Разработка и введение адаптированной программы для детей с ОВЗ.
2. Обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами; педагоги учат детей в группе с заботой относиться к детям, вовлечение их в совместную деятельность, игры и т. п.
3. Широкое использование на занятиях с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата. Необходимо подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
4. Построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
5. Установление продолжительности занятия в зависимости от степени сложности его содержания и от состояния ребенка в данный день;
6. Тесное сотрудничество с родителями, проведение целенаправленной и систематизированной работы с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.
Таким образом, в зону ответственности воспитателя входит лишь адаптация своих обычных занятий для целей работы с ребенком с ОВЗ. Это включается в себя не только изменение самих педагогических методик, но и корректировку заданий для детей.
В письме Министерства просвещения РФ от 20.02.2019г. «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» говориться, что одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ является предоставление ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
Тьютор является проводником ребенка с ОВЗ в мир инклюзивного образования. Он несет на себе основную нагрузку, связанную с проблемными вопросами адаптации детей в обычных группах. Нагрузка тьютора может быть не более 6 детей на ставку заработной платы, высшее образование. Он лучше понимает сложности и проблемы тех детей с ОВЗ, за образовательный процесс которых отвечает.
Ассистент относятся к вспомогательным работникам, помогут ребенку преодолеть физические сложности, связанные с обучением в ДОУ, вместе с тем также несут на себе большую ответственность за адекватное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. На них в большей степени лежат функции, связанной с физической помощью детям. Оказание технической помощи ребенку с ОВЗ (одевание, раздевание, пользование столовыми приборами и т. п. ,создание комфортных условий, обслуживание средств реабилитации, обеспечение доступа ученика к объектам инфраструктуры, оказание первой помощи, связь с медицинскими работниками и законными представителями в экстренных ситуациях.
Педагог, работающий с детьми ОВЗ или ООП должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках: если достаточно гибок и толерантен; уважает индивидуальные различия; умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива; согласен работать в одной команде с другими учителями; ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы. А для выполнения данных требований необходимо профессионально обучить педагога и не курсами, а программами подготовки и переподготовки. Целенаправленная подготовка педагогических кадров для системы «инклюзивного образования» эффективнее, чем прохождение курсов переподготовки кадров, следует признать, что в нашей стране целенаправленная подготовка педагогов такого типа до настоящего времени не велась.
Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.
Спасибо за внимание!
Рекомендованная и использованная литература и Internet-ресурсы
1. Битов А. Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,– М. : Правда, 2000,С. 254
2. Бурлова Н. Б. Социальная защита детства / Н. Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 10, с. 56-60.
3. Гулидов П. В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П. В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева – М. : Просвещение, 2005, – 272 с.
5. Кротова Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников: дисс…канд. пед. наук – М., 2005 – 179с.
6. Инклюзивное образование в ДОУ// https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fi.rosinka-ars.ru
7. Инклюзивное образование в ДОУ. Будущее или настоящее?//https://www.eduklgd.ru/org/mou08/mdou08136/mdou08101/folder2/folder/nhgvbf.php
8. Необходимость введения инклюзивного образования в дошкольные учреждения. // https://doshkolnik.ru/prezentacii/8743-incluzivnoe-obrazovanie.html
9. Мастер класс по инклюзивному образованию в ДОУ “Мы вместе!” https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-yeksklyuzivnomu-obrazovaniyu-v-do-my-vmeste.html
10. Екжанова Е. А. Двухкомпонентная инклюзивная модель обеспечения прав на образование детей с различным уровнем психофизического развития// https://psyjournals.ru/files/43985/Inclusive_edu_Ekzhanova.pdf