Виктория Никитина
Формы общения детей дошкольного возраста со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Младший возраст Средний возраст Старший возраст
Форма общения ребенка со взрослым Ситуативно-личностное Внеситуативно-познавательное Внеситуативно-личностное Ситуативно-деловое Внеситуативно-познавательное Внеситуативно-личностное
Задачи развития диалогической речи • Легко и свободно вступать в общение с детьми и взрослыми;
• Учить детей выражать свои просьбы словами понятно;
• Отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми.
Публикация «Формы общения детей дошкольного возраста со взрослыми» размещена в разделах
• Следует воспитывать в ребенке потребность делиться своими впе-чатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, по-ощрять попытки детей задавать вопросы. В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей : учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Продолжается воспитание культуры общения : формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Инициатор разгововора Воспитатель Воспитатель, дети Дети, воспитатель
Форма организации разговора Диалог, беседа Коллективная беседа, монолог, диалог, образовательные ситуации, утренний сбор. Дидактические игры, беседа, диалог,монолог,
Содержание разговора По поводу деятельности По поводу игр, деятельности, игушек, ближайшего окружения
По поводу книг, деятельности, предметов картин и тд.
Примерные темы разговоров «Давайте сейчас поговорим о ваших любимых книжках» «Давайте поговорим сейчас о том, во что будем играть»; «Давайте придумаем, что будем делать на прогулке» Детям постарше можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д.
Примеры 3-4 вопросов для разговора с детьми на одну из тем «Кто тебе купил эту книжку?», «Какая твоя любимая книжка?», «Кто нарисован на обложке твоей книжки?» «Кто из детей как здоровается, когда приходит в детский сад», «Как здороваться со взрослыми и детьми», «Когда мы говорим «Привет!». «Что значит уважать труд взрослых?»; «Как вы помогаете взрослым в детском саду и дома?»;
«Какие виды дежурств у вас организуются?».
Место в режиме дня Утро, перед обедом. Утро, прогулка Прогуки, во время игр, утром, после и перед обедом